×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Обеспечение эффективного функционирования предпринимательских структур в сфере услуг региона

Аннотация

М.Я. Магомерзаев

В статье обосновано, что дальнейшее развитие отечественной экономики, усиление ее социальной направленности, ориентация на создание благоприятных условий для достойной жизни и свободного развития каждого гражданина страны, выдвигают необходимость расширения и постоянного совершенствования сферы услуг. Успешное решение этой сложной проблемы во многом зависит от устойчивого развития малого предпринимательства, играющего значительную роль в данной области национального хозяйства.
Ключевые слова: сфера услуг, предпринимательские структуры, устойчивое развитие, методы управления

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

В условиях финансового кризиса возрастает роль государства при определении приоритетных направлений регулирования сектора малого предпринимательства. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 15 мая 2008г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» [1] в законодательство федерального уровня внесены изменения, направленные на упрощение процедуры открытия нового дела и повышению уровня эффективности работы предпринимателей (юридических и физических лиц):
- установлен преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности в отдельных сферах экономики;
-  более чем в 40 раз сократится количество проверок малого бизнеса. По общему правилу плановая проверка (документарная и выездная) будет проводиться не чаще чем один раз в три года, за исключением  здравоохранения, образования и  социальной сферы (два и более раза в три года) с обязательным предупреждением о проведении проверки не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала. Данные проверки будут проводиться исключительно на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов, которые направляются в органы Прокуратуры РФ для формирования сводного плана.
При этом общий срок проведения плановой выездной проверки в отношении одного субъекта малого предпринимательства в течение календарного года не может превышать 50 часов для малых предприятий  и 15 часов -  для микропредприятий.
Проведение внеплановых проверок согласовывается с территориальным органом прокуратуры. Проверяемая сторона должна быть уведомлена о такой проверке не менее чем за сутки любым доступным способом.
Сокращены возможности для злоупотреблений со стороны проверяющих сотрудников органов внутренних дел. Исключены такие меры как: осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества; досмотр транспортных средств, изучение документов, отражающих  финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность; требование предоставления в пятидневный срок копий документов;  изъятие отдельных образцов сырья, продукции и товаров; расширены возможности в части использования, как декларирования соответствия, так и обязательной сертификации вместо предусмотренной ранее единственной формы – обязательной сертификации продукции; принят закон об особенностях порядка выкупа недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства с. установлением преференций на их участие в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества на период до 1 июля 2010 года. Продлена возможность заключения на новый срок договоров аренды помещений без проведения торгов с возможностью заключения договоров краткосрочной аренды на срок менее 30 календарных дней; законодательным органам субъектов РФ предоставлена возможность установления дифференцированных налоговых ставок (от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков, использующих упрощенную систему налогообложения - примерно в 13 млрд. рублей).
Согласно вступившему в силу с 1 января 2008 года Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ [2], определено три критерия отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу:
1)      для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2)     численность работников микропредприятия - не более чем 15 человек;малого предприятия - до 100 человек; среднего предприятия - от 101 до 250 человек;
3)    объем максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета НДС:  - микропредприятия - 60 млн. руб.; - малые предприятия - 400 млн. руб.; - средние предприятия - 1000 млн. руб.
Остается надеяться, что  предложенные меры и их дальнейшая реализация будут способствовать росту малого предпринимательства и снижению отрицательных последствий мирового экономического кризиса.
Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя, предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна пассивная роль. При анализе этих взаимоотношений потребитель исполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает, как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.
У предпринимателя в условиях рыночной системы отношений нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности. К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе «навязывания» ему нового товара.
Целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.
Если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с позиции самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности, активную роль играет потребитель и предприниматель не может игнорировать этот факт.
Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Предпринимательская деятельность предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами понимают все материальные и нематериальные условия и факторы производства.
Предпринимательству как новому типу экономического хозяйствования свойственна инновационная функция, связанная с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей.
Одной из важнейших функций предпринимательства является организаторская, проявляющаяся в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д.
Малые организационные формы хозяйствования экономики создаются практически во всех видах экономической деятельности, но в разных соотношениях. Среди наиболее острых проблем можно выделить: дефицит первоначального капитала, несовершенство нормативно-законодательной базы и системы налогообложения, несовершенство рынка, коррупция, экономическая ситуация в стране и др.
Немаловажное значение для успешного развития малого предпринимательства играет четкое функционирование всех составляющих системы инфраструктурной поддержки субъектов малого предпринимательства.
Сфера услуг является элементом народнохозяйственного комплекса, участвует в общей системе экономических отношений, подчиняясь общим экономическим законам, действующим в обществе. В связи с этим на развитие малого предпринимательства в сфере услуг оказывают влияние многочисленные факторы экономического, технологического, правового, политического, социокультурного, демографического, институционального характера.
Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня уже практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними.
«Всем услугам присущи следующие характеристики:

  1. Неосязаемость, то есть услуги невозможно продемонстрировать, попробовать, транспортировать, упаковывать или изучать до получения этих услуг. Покупатель вынужден верить продавцу на слово. Для укрепления доверия организация, которая оказывает услуги, может предпринять ряд мер: повысить осязаемость своей услуги; заострить внимание на выгодах от данной услуги, привлечь к пропаганде своей услуги какую-либо знаменитость и т. п.
  2. Неразрывность производства и потребления услуги, то есть специфика услуги заключается в том, что в отличие от товара, услугу нельзя произвести впрок. Оказать услугу можно тогда, когда появляется заказ или клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг тесно взаимосвязаны и не могут быть разорваны. При неразрывности взаимосвязи производства и потребления услуг степень контакта между продавцом и покупателем может быть различна. Но многие виды услуг неотделимы от тех, кто их предоставляет (лечащий врач - осмотр пациента, кассир - продажа билетов).
  3. Изменчивость, то есть качество услуги зависит и от того, кто ее обеспечивает, где и как она предоставляется. Для снижения изменчивости услуг необходимо выявить причины этого явления. Часто эта изменчивость качества услуг связана с квалификацией работников, с отсутствием конкуренции, нужной информации, с личными чертами характера работников данной сферы. Другим источником изменчивости качества услуг является покупатель. 
    Помимо перечисленных причин снижения изменчивости услуг разрабатываются специальные стандарты обслуживания - комплекс обязательных для использования правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех производимых операций. Начальным этапом формирования стандарта обслуживания можно считать разработку фирменного стиля организации (название организации, ее товарный знак, фирменный логотип и т. п.). Работа по стандартизации увеличения эффективности создает единый узнаваемый образ. Защитой стандарта обслуживания является система качества внутри фирмы, в отраслевом объеме, в международном рынке.
  4. Неспособность услуг к хранению, то есть важной отличительной чертой услуг является сиюминутность. Если спрос на услугу становится больше предложения, то этого нельзя исправить. Колебание спроса на услугу  присуще почти всем видам услуг. Как правило, спрос меняется в зависимости  от времени года, дней недели и т. п. Отметим, что сфера услуг характеризуется как сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами» [3].
    Исторической предпосылкой возникновения рынка услуг явилось развитие товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился в дополнение к уже существовавшему товарному рынку, и долгое время эти два вида рынка не были дифференцированы так, как это произошло после бурного роста промышленности. К тому же многие товары, являющиеся материальным результатом услуг, попадали на товарный рынок. Так, ремесленник мог шить одежду или обувь на заказ, а при недостатке заказов либо параллельно с ними – для продажи на рынке. Лишь позднее производство товаров и исполнение услуг выделились в самостоятельные сферы деятельности.
    Экономические факторы определяются масштабом рынка услуг и уровнем его развития, величиной доходов населения, уровнем платежеспособного спроса и конкуренции в отраслях, устойчивостью рубля, доступностью кредитов для предпринимателей и бизнесменов сферы услуг, состоянием основных фондов и т.д. Рынок услуг создает благоприятные условия для бизнеса из-за большой оборачиваемости капитала, что позволяет вовлекать множество малых предприятий в эту сферу деятельности, способствуя занятости в малом бизнесе большого числа экономически активных лиц.
    Малое предпринимательство в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия строят свою деятельность исходя, прежде всего, из потребностей местного рынка, объёма и структуры локального спроса. В этой связи необходимо продолжить работу по созданию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере. С целью ускорения перехода на инновационный путь развития, необходимо усилить подготовку кадров для инновационного бизнеса, особенно в части инновационных менеджеров и инновационных агентов, способных перевести научные идеи и разработки на коммерческую основу, обеспечить продажу высокотехнологичных образцов, внедрение их в производство [4].
    Предшествующий опыт реализации целевых программ развития малого предпринимательства свидетельствует о необходимости  государственной поддержки в решении проблем развития малого предпринимательства.
    По данным официальной статистики  на 1 января 2010 года число малых предприятий сферы платных услуг составило 68,5% от общего их количества. Наибольшее влияние малое предпринимательство оказывает на местные рынки, на которых он позволяет решать следующие проблемы:
    - эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, рост производительности труда;
    - повышение эффективности использования и увеличение интенсивности производственных и коммерческих связей, вытеснение неэффективных производств;
    - диверсификация местной экономики, развитие региональных рынков, приближение товаров и услуг к потребителю, территориальное выравнивание уровня жизни населения;
    - содействие повышению конкурентоспособности;
    - создание дополнительных рабочих мест при относительно меньших затратах, чем на крупных предприятиях;
    - увеличение объёмов, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции;
    - освоение новых технологий, перспективных рынков и увеличение выпуска новых видов продукции;
    - внедрение новых форм организации производства, финансирования и сбыта.
    Предпринимательские структуры создаются практически во всех видах экономической деятельности, но в разных соотношениях. Среди наиболее острых проблем можно выделить: дефицит первоначального капитала, несовершенство нормативно-законодательной базы и системы налогообложения, несовершенство рынка, высоких уровень коррупции, сложная экономическая ситуация в стране и др.
    Существенное значение для успешного развития предпринимательства играет четкое функционирование всех составляющих системы инфраструктурной поддержки.
    Таким образом, дальнейшее развитие отечественной экономики, усиление ее социальной направленности, ориентация на создание благоприятных условий для достойной жизни и свободного развития каждого гражданина страны, выдвигают необходимость расширения и постоянного совершенствования сферы услуг. Успешное решение этой сложной проблемы во многом зависит от устойчивого развития малого предпринимательства, играющего значительную роль в данной области национального хозяйства.
    Стабилизация и дальнейшее развитие экономики и сферы услуг, как и завершение начатых преобразований в обществе, относится к проблемам, имеющим судьбоносное значение  для России и ее регионов. Определяющая роль в решении этих проблем принадлежит предпринимательским структурам. Именно формирование достаточного слоя эффективно работающих предпринимателей является не только условием развития рынка, но и важнейшим фактором решения острейших экономических и социальных проблем.  В выполнении этой задачи особое значение приобретает усиление управленческого начала в предпринимательской деятельности во всех сферах и отраслях национального хозяйства.
    Особое значение повышение эффективности управления предпринимательством приобретает в сфере услуг, роль которой резко усиливается с поворотом России в направлении сервисизации рыночной экономики.
    Экономическая сущность предпринимательской деятельности в сфере услуг заключается в поиске и реализации новых видов услуг в различных отраслях хозяйства с целью удовлетворения явного и потенциального спроса потребителей. При этом объектом предпринимательской деятельности является оказанная услуга, способная удовлетворить определенные потребности, предлагаемая на рынке для приобретения, использования и конечного потребления.
    Таким образом, происходящие изменения в отраслях сферы услуг отражаются на других отраслях общественного производства, на экономике страны в целом, а также на условиях и качестве жизни населения, различных его социальных группах.

Литература

1. О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 15 мая 2008г. № 797// www.garant.ru
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ// www.garant.ru  
3. Каплин, В.Л. Закономерности функционирования и развития предпринимательских структур в сфере услуг (на материалах Ростовской области): [Текст]/ В.Л.Каплин/: Автореф. дис…канд. экон. наук. – Шахты: ЮРГУЭС, 2009.-23с.
4. URL: //http:// www.donland.ru