×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Инновационные подходы регулирования воздействия железнодорожного транспорта на состояние окружающей природной среды

Аннотация

А.Ю. Горлова

В статье рассматриваются инновационные подходы регулирования воздействия железнодорожного транспорта на состояние окружающей природной среды.
Ключевые слова: Инновационные подходы, железнодорожный транспорт, природная среда.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Понятие «эколого-экономическая система» в последнее время широко используется в современной научной литературе, посвященной исследованию проблем взаимосвязи экономического и экологического развития.
При этом, с точки зрения системного анализа, система определяется как взаимосвязанная совокупность элементов, обладающих внутренним единством и образующих некоторую целостность. Система может быть разделена на элементы не сразу, а последовательным расчленением ее на подсистемы, представляющие собой совокупности взаимосвязанных элементов, способных выполнять относительно независимую функцию, направленную на достижение общей цели системы.
М. Я. Лемешев определил эколого-экономическую систему как интеграцию экономики и природы, представляющую собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного производства и протекание естественных процессов в природе и биосфере в особенности [1].
В свою очередь, О. С. Шимова и Н. К. Соколовский рассматривают эколого-экономическую систему как интеграцию экономики и природной среды (или природы и хозяйства), представляющую собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного производства и естественных процессов в природе [2].
В. М. Разумовский трактует эколого-экономические системы как сложные территориальные образования, основой формирования которых является взаимодействие природных и хозяйственных территориальных комплексов в процессе природопользования [3].
Т. А. Акимова и В. В. Хаскин интерпретируют данное понятие в территориальном аспекте, представляя эколого-экономическую систему как ограниченную определенной территорией часть техносферы, в которой природные, социальные и производственные структуры и процессы связаны взаимоподдерживающими потоками вещества, энергии и информации.
Для отдельного региона или промышленного комплекса эколого-экономическая система - это ограниченная определенной территорией часть экосферы, в которой природные, социальные и производственные структуры и процессы связаны взаимоподдерживающими потоками вещества, энергии и информации [4].
Таким образом, эколого-экономическая система представляет собой сочетание совместно функционирующих экологической и экономической систем, экосферы и антропосферы, обладающее эмерджентными свойствами, т.е. предполагающее возникновение совершено новых свойств при взаимодействии нескольких объектов.
Эколого-экономические системы относятся к сложным и динамическим системам, базирующимся на отношениях между материальными структурами, созданными человеком и природой.
Кроме того, эколого-экономические системы являются системами открытого типа, поскольку в них происходит постоянный обмен веществом и энергией между производством и природной средой. Кроме того, данные системы являются постоянно развивающимися, так как взаимосвязи между ее элементами и сами элементы претерпевают постоянные изменения, и именно наличие и динамика данных связей определяют потенциальную и фактическую устойчивость и равновесность системы.
При этом эколого-экономическая система приобретает форму устойчивой системы, если в результате столкновения природных, производственных, социальных, экономических и прочих интересов достигается некоторый компромисс в процессе выполнения каждой из подсистем своей индивидуальной цели [5].
Однако, поскольку эколого-экономическая система является открытой, а, следовательно, подвержена влиянию внешних факторов, то состояние равновесия в ней носит относительный и временный характер, являясь равновесием динамическим и имея несколько возможных траекторий развития. Именно обеспечение равновесия между существованием и жизнедеятельностью общества с его хозяйственной жизнью и окружающей природной средой является основой устойчивости эколого-экономической системы.
Особенности формирования, а также условия оптимального и устойчивого развития эколого-экономической системы обусловили специфику показателя качества ее функционирования - эффективности, имеющей многомерный, комплексный характер. Она определяется двумя группами факторов (экономических и экологических) и, как следствие, несколькими целями [6].
В наиболее упрощенной модели эколого-экономической системы сфера общественного производства рассматривается как «черный ящик», на вход которого подается сырье из природной среды, а на выходе образуются отходы производственной деятельности, поступающие в природную среду (рисунок 1).



Рис. 1 Простейшая модель эколого-экономической системы


Таким образом, в данной модели представлены лишь потоки веществ, циркулирующие между природной средой и сферой общественного производства [7].
В модели Р. Констанцы и Х. Дэли экономическая подсистема представлена как внутренняя часть эколого-социальной системы. При этом функциональные взаимодействия и материальные потоки образуют различные формы капитала – человеческий (ЧК), природный, представленный возобновимой (ВПК) и невозобновимой (НПК) формами, а также произведенный капитал (ПК) (рисунок 2) [8].

 


Рис. 2. Модель эколого-социальной системы


Модель эколого-экономической системы, в которой экономическая и экологическая системы выступают как части целого и обозначаются как подсистемы, была предложена Т. А. Акимовой. В данном случае эколого-экономическая система представляет собой обладающее эмерджентными свойствами сочетание совместно функционирующих экологической и экономической систем. В ней часть материальных элементов экологической системы, в том числе и элементов среды обитания человека, используется как ресурс экономической системы. При этом граница между подсистемами условна, так как сфера биологического жизнеобеспечения людей относится к обеим подсистемам [9].
Круговороты обеих подсистем образуют технобиогеохимический круговорот, а эколого-экономическую систему можно обозначить как технобиогеоценоз. При этом в сбалансированной эколого-экономической системе совокупная антропогенная нагрузка не должна превышать самовосстановительного потенциала природных систем.
Необходимо отметить, что экологическая подсистема относится к естественным, так как она возникает без вмешательства человека, а экономическая подсистема - к искусственным, являясь результатом деятельности человека. Кроме того, по своей природе экологическая подсистема является постоянной, продолжительность функционирования которой не ограничена человеком, а экономическая - временной, поскольку функционирует сравнительно ограниченный период.
Функционирование эколого-экономической системы заключается во взаимодействии экологической и экономической подсистем, во время которого из первой во вторую поступают ресурсы природной среды различного рода, а обратно возвращаются различные загрязнения. Данные потоки представляют собой потребление природного капитала, являющегося ключевым элементом эколого-экономической системы (рисунок 3).

 

Рис. 3. Модель эколого-экономической системы как совокупности подсистем

 

По мере развития производительных сил увеличивается потребность экономики в вовлечении все большего количества природного сырья в хозяйственный оборот, таким образом, границы природного капитала с течением времени имеют тенденцию к расширению до границ природных ресурсов, а затем с развитием научно-технического прогресса и до природного потенциала.
В рамках территориальной эколого-экономической системы происходят сложные процессы взаимодействия населения, природной среды и хозяйства, которые определяют функционирование данной системы. Транспортная инфраструктура, в свою очередь, обуславливает пространственную организацию эколого-экономических систем, выполняя следующие функции: [10]

  • является индикатором территориальных особенностей и важнейшим компонентом социально-экономического качества территории;
  • выступает как распределитель и регулятор связей и, вследствие этого, как ограничитель операционного пространства территории;
  • является источником территориальных инверсий и важнейшим формообразователем для антропогенных территориальных структур;
  • способствует целостности системы, которая обусловлена близостью взаимодействующих компонентов.

В этой связи моделирование эколого-экономической системы путей сообщения (ЭЭСПС) нам представляется целесообразным произвести на базе модели эколого-экономической системы как совокупности подсистем с учетом отмеченных функций транспортной инфраструктуры.
При этом в качестве элементов ЭЭСПС можно выделить не только экономическую и экологическую подсистемы, но и занимающую промежуточную позицию между ними природоохранную подсистему, которая включает в себя технические средства, предназначенные для очистки отходящих газов, сточных вод, утилизации и обезвреживания отходов и т.п., а также систему финансовых механизмов возмещения ущерба окружающей среде.
. Соответственно, механизм взаимодействия данных подсистем, а также направленность внешних воздействий различного характера представлены на рисунке 4.

 

Подпись: ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

Управленческие потоки
Финансовые потоки
Информационные потоки
Загрязняющие потоки
Ресурсные потоки

Рис. 4. Механизм функционирования эколого-экономической системы путей сообщения


Экономическая подсистема ЭЭСПС воспринимает управляющие потоки со стороны органов управления ОАО «РЖД» и из внешней управляющей среды (Правительство РФ, местные администрации). Подобные потоки направляются и в природоохранную подсистему.
Выходящие информационные потоки представляют собой экологическую отчетность (формы 2-тп воздух, 2-тп водхоз, 2-тп отходы, 4-ос). Отчетность составляется на основе информации, полученной из природоохранной подсистемы, которая, в свою очередь, воспринимает информацию о состоянии экологической подсистемы в результате осуществления ее мониторинга.
В свою очередь экономическая подсистема принимает внешние и внутренние информационные потоки, включающие сведения об опыте осуществления природоохранных мероприятий, применения природоохранных и экологически прогрессивных технологий, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т. д.
Помимо управляющих и информационных потоков, в системе присутствуют финансовые, ресурсные и загрязняющие потоки.
Экономическая подсистема ЭЭСПС, представленная предприятиями железнодорожного транспорта, потребляет ресурсы экологической подсистемы, выделяя, в свою очередь, потоки загрязнения. Последние направляются в природоохранную систему для процесса очистки. Однако в настоящее время, ввиду недостаточного развития природоохранных технологий на предприятиях железнодорожного транспорта, часть загрязняющих потоков напрямую поступает в экологическую подсистему. Кроме того, если объемы загрязнения не превышают установленных нормативов, то загрязняющие потоки без очистки направляется в экологическую подсистему.
Иногда загрязняющие потоки экономической подсистемы ЭЭСПС (в частности, отходы производства), минуя природоохранную подсистему, направляется для дальнейшей очистки сторонним организациям. Также подобные потоки исходят от природоохранной подсистемы
(например, загрязненные стоки, направляемые в канализацию).
В свою очередь, природоохранная подсистема также нуждается в поступлении ресурсных потоков для обеспечения своего функционирования.
Финансовые потоки в форме платежей предприятий за загрязнение окружающей среды поступают в природоохранную подсистему, образуя один из механизмов ее функционирования.
Переход от управления системой железнодорожного транспорта к управлению эколого-экономическо й системой путей сообщения изменяет цели развития системы. В первую очередь ЭЭСПС должна ориентироваться на сопряженность, соразмерность, сбалансированность природного и производственного потенциалов, сохранение качественной среды обитания, и только на следующих ступенях оптимизации системы ими должны выступать прибыль и отраслевой рост.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лемешев М. Я., Чепурных Н. В., Юрина Н. П. Региональное природопользование: на пути к гармонии. - М.: Мысль, 1986. – С. 37.
2. Шимова О. С., Соколовский Н. К. Экономика природопользования. - М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 75.
3. Разумовский В. М. Природопользование. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. - С. 275.
4. Акимова Т. А. О нечувствительности экономики к экологическому кризису // Экология и жизнь. – 2006, № 8. – С. 20.
5. Эколого-экономическое обоснование сбалансированных форм регионального развития в системе «Общество – природа» (Цели, задачи, решения) / Под ред. О. П. Литовки и М. П. Федорова. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. – С. 5.
6. Чогун Г., Михалева Т. Эколого-экономическая система в сельском хозяйстве // Экономика сельского хозяйства России. – 2009, № 1. – С. 27.
7. Суркова С. А. Эколого-экономические аспекты научно-технической политики // uran.ru/reports/2005/3dic_ 2004/section1.
8. Costanza R., Cumberland J., Daly H., Goodland R., Norgaard R. An Introduction to Ecological Economics. - Boca Raton, 1997.
9. Акимова Т. А. Теоретические основы организации эколого-экономических систем // Экономика природопользования. – 2003,. № 4. - С. 2–8.
10. Семина И. А., Кустов М. М. Транспорт в территориальной эколого-экономической системе // Актуальные проблемы географии и геоэкологии. – 2009, № 2.