×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Организационно-правовые формы хозяйствования в современных условиях

Аннотация

Н.Г. Овчинникова, А.С. Чешев

Переход к рыночной экономике предопределяет коренное преобразование земельных отношений. Существенное значение приобретает вопрос о земельной собственности. Данная проблема носит исторический характер. В статье рассмотрены формы собственности и формы хозяйствования в современных условиях.
Ключевые слова: Формы хозяйствования, рыночная экономика, земельная собственность, земельные отношения.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Формы собственности и формы хозяйствования – понятия разнопорядковые, но не взаимоисключающие. Каждая форма  хозяйствования отражает определенный тип отношений собственности.
В условиях реформирования данных отношений открываются новые возможности для создания и эффективного функционирования новых форм хозяйствования. Переход к рыночной экономике предопределяет коренное преобразование земельных отношений. Существенное значение приобретает вопрос о земельной собственности. Данная проблема носит исторический характер. Возникновение ее характеризуется формой индивидуального обладания вещами, как факт разграничения на «мое» и «не мое». Каждая общественно-экономическая формация характеризуется специфическими формами собственности, соответствующими определенному состоянию и уровню развития производительных сил.
Для России вопрос о земле всегда был главным. Вокруг него разыгрывались драмы и трагедии. Изучение исторического аспекта показало, что с момента образования Русского государства в нем преобладало вотчинное землевладение. Вотчина представляла собой территорию, которой ее владелец мог беспрепятственно распоряжаться: продавать, дарить, завещать и т. д. Наряду с вотчинным земледелием была введена поместная система землевладения. Государство представляло служивым людям, преимущественно военным, поместья на срок службы на определенных условиях. В состав поместья обычно включались земли, обрабатываемые крестьянами, с которых помещик собирал ренту.
Большой удельный вес в Московском государстве занимало монастырское и церковное землевладение. С развитием центральной власти выделились дворцовые и государственные земли. Дворцовые земли находились в феодальной собственности княжеской семьи.
Однако на фоне развивающегося многообразия форм землевладений аграрное производство было крайне отсталым, товарность его оставалась низкой. Аграрные восстания 1905 г. подтолкнули правительство России к проведению радикальных реформ. Проводником этих преобразований стал П.А. Столыпин. Однако столыпинская реформа не достигла поставленных целей по ряду объективных причин: сами крестьяне оказывали ей сопротивление; земля предоставлялась крестьянам вдали от их места проживания.
Историческое развитие земельных отношений на Дону свидетельствует о том, что до революции 1917 г. земельный вопрос был решен не идеально. С 1917 г. принятием Декрета «О земле» третьим Всероссийским съездом, закона «О трудовом землепользовании» было положено начало ликвидации частной собственности и формированию общенародной собственности на землю. В период с 1917 по 1927 г. повсеместно были образованы единоличные крестьянские хозяйства.
В послевоенные годы (1945–1949) правительство не пошло на возрождение «трудового права на землю». Кооперативно-колхозный уклад был огосударствлен и сводился к введению во всех хозяйствах государственной собственности на землю. Все это говорит о том, что история развития земельных отношений в нашей стране была достаточно противоречива и сложна, поэтому, решая проблему использования земли, в частности на Дону, необходимо учитывать исторический опыт и современные направления данного процесса.
На сегодняшний день весь комплекс проблем трансформаций отношений собственности в полной мере еще не осознан, воспринимается часто упрощенно и формально. В связи с этим при изучении проблемы собственности принципиально важно определить понятийный аппарат.
Вопросы собственности в юридической науке стали рассматриваться раньше, чем в экономике. Причем юристы характеризуют собственность как систему экономических отношений и процессов. Юридическое определение собственности отражает исключительность прав собственника на имущество с реальной возможностью владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению.
В экономической литературе собственность характеризуется как отношение между индивидами (в рамках исторической общности людей) по поводу присвоения и отчуждения условий жизнедеятельности, земли, средств производства, рабочей силы для удовлетворения потребностей и реализации интересов. Следовательно, сущность собственности заключается в воспроизводстве жизни человека, определяемой первичными категориями, потребностями и интересами. Формой ее выражения выступают производственные связи между людьми. Определение собственности как всеобщей категории дает ключ к пониманию закономерностей развития отношений собственности с развитием производительных сил и производственных отношений. С другой стороны, в нем отражены суть и внутренние противоречия между потребностями и интересами, потребностями и условиями, интересами и условиями производства.
В зависимости от связей субъекта как собственника с социальной средой предлагается различать три вида собственности: индивидуальную, общественную, индивидуально-общественную. Индивидуальный вид собственности – это часть социальной среды, полученная индивидом в результате собственного труда или по наследству, морально и законодательно закрепленная за ним.
Общественная собственность – это часть социальной среды, исторически принадлежащая данному сообществу или полученная им в результате его труда, морально и законодательно закрепленная за ним, не подлежащая распределению между другими сообществами без согласия владельца, беспрепятственно используемая этим сообществом для удовлетворения своих потребностей, а при удовлетворении индивидуальных потребностей распределяемая самим сообществом.
Основываясь на данных выводах, собственность, на наш взгляд, можно рассматривать, во-первых, как вещественное содержание и, во-вторых, как отношение человека к вещи (рис. 1).

 


  


Рис. 1. Структура собственности

Следовательно, понятия, позволяющие описать данное отношение, это собственность, субъект собственности и ее объект.
Собственность – явление персонифицированное. Она должна находиться в руках точно определенных, конкретных субъектов (частное лицо, юридическое лицо, государство и т. д.). Поэтому такие социальные общности, как «народ», «общество», не могут выступать субъектами собственности.
Следует отметить, что земельная собственность составляет основу всех других отношений, складывающихся в воспроизводственном процессе сельского хозяйства, развитие которого должно носить поступательный характер. Для этого необходим механизм, который представляет собой систему перераспределения прав на владение средствами и результатами производства и распространения их на вовлекаемых в производство работников, достижения равенства этих прав у старых и новых работников. Собственность – это возможная степень прав физических (или юридических) лиц на землю. Это сложное и противоречивое явление, включающее отношения владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами. Соотношение категорий «собственность», «владение», «пользование» и «распоряжение» следует рассматривать как соотношение категорий всеобщего, особенного, единичного в процессе формирования земельных отношений в сельском хозяйстве (рис. 2).


 

Рис 2. Взаимосвязь отдельных категорий в процессе формиро­вания земельных отношений

Распоряжение земельными угодьями является связующим звеном между указанными категориями (рис. 3).
 


Рис. 3. Распоряжение земельными ресурсами


Собственность в силу общественного разделения труда и взаимосвязанности производственной деятельности отдельных товаропроизводителей выступает в различных формах, каждая из которых может быть эффективной в конкретных условиях: природных, экономических, социальных, демографических, исторических и т. д.
Чтобы разобраться в отличительных признаках той или иной собственности, важно рассмотреть этапы становления многообразия форм собственности и характерные черты каждого типа собственности.
В мировой практике встречаются различные формы собственности. Во всех западных странах с развитой рыночной экономикой признано законом многообразие форм собственности. При этом разделение на формы собственности различно.
Так, в США принято все формы собственности делить на две базовые: государственную собственность и частную собственность. Причем последний тип отличается большим многообразием. В странах Запада в кооперативах получила развитие коллективная собственность.
Кроме того, выделяется международная (интернациональная) собственность, субъектом которой является мировое сообщество, а объектом – космическое пространство, мировой океан, Антарктида, содержащиеся в них природные ресурсы, а также имущество международных организаций.
В бывшем СССР право собственности на землю реализовывалось в следующих основных формах: государственная (общенародная), коллективная (колхозно-кооперативная) и собственность граждан.
Отличительная черта государственной собственности состоит в том, что право собственности на средства производства и полученную продукцию принадлежит государству. В дореформенный период государство наделяло совхозы и предприятия инфраструктуры АПК правом оперативного управления государственной собственностью.
Совхозы и колхозы были близки между собой по способам управления, хотя их формы были различны, особенно по характеру присвоения средств производства и полученных доходов (убытков). Неделимость основных фондов и земельных ресурсов в колхозах была одной из особенностей собственности этой формы хозяйствования. В условиях господства жестко централизованной административно-командной системы управления и отсутствия действенной материальной заинтересованности коллективы трудящихся были практически отстранены от реального владения и распоряжения имуществом и продукцией. Им предоставлялось только право пользования. Принцип перераспределения и изъятия доходов не заинтересовывал работающие предприятия в повышении эффективности производства.
Учитывая негативные результаты монополии государственной собственности, на Втором внеочередном съезде народных депутатов Российской Федерации (1990) была намечена комплексная программа развития села и принято Верховным Советом шесть законодательных актов, а Правительством – ряд подзаконных документов, принципиально меняющих отношения собственности в АПК.
В Законе РСФСР «О земельной реформе» (1990) были провозглашены четыре формы собственности (государственная, колхозно-кооперативная, частная и коллективно-долевая), которые нашли подтверждение в Земельном кодексе РСФСР (1991 г.).
В первом году нового тысячелетия (25 октября 2001 г.) в России был принят новый Земельный кодекс РФ, в котором провозглашались и действуют в настоящее время две основные формы собственности на землю: частная (собственность граждан и юридических лиц) и государственная (гл. III, ст. 15–19). Государственная собственность на землю в свою очередь разграничивается на федеральную, собственность субъектов РФ и муниципальную. Данное разграничение осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю», принятом в 2001 г. В соответствии с Земельным кодексом в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальной собственности находятся земельные участки, не предоставленные в частную собственность и которые признаны таковыми федеральными законами, законами субъектов РФ, а также право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности или приобретены они по основаниям, установленным гражданским законодательством. В последнем Земельном кодексе не предусматривается выделение общей (совместной) собственности в самостоятельную форму. Однако историческая практика российского землепользования и землевладения, касающаяся вопросов введения различных форм собственности на землю, убеждает в том, что в период нестабильных отношений в аграрной сфере экономики в качестве владельцев должны выступать государство, сообщества людей и отдельные граждане. Вследствие чего собственность как на средства производства, так и на землю должна быть: государственной, коллективной (совместной) и индивидуальной (частной) (рис. 4).
Государственная форма собственности на землю должна реализовываться через использование земель, находящихся в ведении федеральных органов, органов субъектов РФ и муниципальных государственных органов. Коллективная собственность на землю может реализовываться путем использования земли коллективными предприятиями (на базе бывших колхозов и совхозов), коллективными крестьянскими хозяйствами (на основе безвозмездных взносов земельных долей и имущественных паев в неделимые уставные фонды), сельскохозяйственными кооперативами. При этом земля и имущество коллективных предприятий, а также произведенная продукция должны использоваться на совместной основе. Индивидуальная (частная) собственность на землю должна реализовываться через использование земли в крестьянских хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, а также хозяйствах, ведущих совместную обработку земли (сельхозпредприятия акционерного типа, долевого типа собственности и др.).

 

 

                                                                                                          
Рис. 4. Структура земельной собственности в период становления экономики рыночного типа



Общим между формами собственности является то, что в каждой из них возникает триединство: собственников средств производства, самих средств производства и производительно используемого их труда, необходимого для получения новых благ, которые затем будут присвоены, распределены и потреблены. Существенное влияние на организацию производства будет оказывать одновременное развитие всех форм собственности, а не монополия одной из них.
Следует отметить, что форма собственности на землю, сама величина такой собственности, организационно-экономические и правовые механизмы, реализующие ее возможности, способны либо ускорить, либо замедлить развитие экономики. В этом случае все зависит от того, насколько полноценно государство и другие субъекты земельной собственности реализуют свои права, установленные в обществе, на земельные ресурсы и результаты производительного их использования, способствуют ли данные права мотивации беречь их и приумножать.
В сложившихся условиях важно уделить особое внимание становлению и развитию всех форм собственности, усилению экономических и организационных аспектов этого процесса и тем самым поднять их роль в ускорении интенсификации использования земель и развитии агропромышленного комплекса, укреплении демократических форм управления в народном хозяйстве и дальнейшем совершенствовании социальных и экономических интересов работающих на земле.