×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Необходимость государственного регулирования устойчивого развития в условиях структурных преобразованиях регионального агропромышленного комплекса

Аннотация

А.Л. Алакаев

Аграрный сектор России и ее регионов продолжительное время находится в состоянии глубокого кризиса. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости коренной перестройки аграрной политики России с безусловным усилением роли государства в этом процессе с ориентированием на устойчивое развитие.
Ключевые слова: государственное регулирование, устойчивое развитие, структурные преобразования, региональный агропромышленный комплекс.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Текущая аграрная реформа, начатая для преодоления отсталости в отрасли, привела к катастрофическим последствиям. В настоящее время лишь незначительная часть регионов смогла достичь или превзойти дореформенный уровень производства, и то только по нескольким видам продукции (пшенице, подсолнечнику, мясу птицы и т. д.).
За последние несколько лет, благодаря некоторому усилению внимания к сельхозтоваропроизводителям со стороны государства, удалось в некоторой мере стабилизировать ситуацию в отрасли. Так, по данным МСХ РФ с 2005 года по 2010 год доля прибыльных хозяйствующих субъектов выросла на 4 % (с 54 % до 58 %). Однако численность этих хозяйств снизилась на 3 % или 501 единицу (с 16 041 до 15 540).
Безусловно, неудовлетворительное состояние экономики аграрного сектора во многом связано с быстрым ростом цен на технику, оборудование, ГСМ и др. ресурсы (за последние 5 лет среднегодовые темпы их увеличения составили около 15 %). В результате, к примеру, при производстве пшеницы на возмещение затрат на 1 га в 2005 году уходило 8-10 ц зерна, а к 2010 году эти затраты выросли почти в 2 раза. В этих условиях становится весьма проблематичным устойчивое функционирование даже экономически крепких хозяйств.  
Для поиска путей формирования аграрного сектора России, отвечающего современным требованиям, решающее значение имеет правильное определение причин, препятствующих его подъему. Наши исследования свидетельствуют, что развитие данной отрасли, главным образом, сдерживают 2 фактора: отсутствие приемлемых условий хозяйствования; отсутствие на селе института местного самоуправления. Эти базовые факторы тесно взаимосвязаны: подъем аграрного сектора способствует развитию социальной сферы села; развитие местного самоуправления содействует развитию социальной инфраструктуры и сельского хозяйства.
Особенность этих факторов в том, что они формируются системой государственного управления. В связи с этим состояние экономики аграрного сектора определяется тем, насколько сама система государственного управления отраслью адаптирована к рыночным условиям.
Процесс развития или отставания экономики, в том числе аграрного сектора региональной экономики, не случаен, а определяется, качеством системы государственного управления. Неудовлетворительное состояние экономики отрасли является следствием того, что данная система не влияет на ситуацию, строится на административных, административно-репрессивных или репрессивно-экономических методах управления. Нынешняя реформа базируется на репрессивно-экономических методах.
Цель государственного управления в области экономики - создание условий для эффективного функционирования предприятий национального хозяйства. В частности, состояние аграрного сектора зависит от того, насколько обоснованными будут отношения между государством и хозяйственными формированиями отрасли. Если государство качественно решает эту задачу, то не менее 85-90 % из них работает эффективно. В России же около 80 % сельхозпредприятий - базовых формирований отрасли - в той или иной мере обладают признаками банкротства. Это является убедительным свидетельством того, что государственная политика в области аграрного сектора не отвечает элементарным требованиям рыночной экономики.
Функции государственного управления аграрным сектором должны быть сквозными. Поэтому структурно органы этой системы должны совпадать на федеральном, региональном и районном уровнях. В целях унификации подразделения региональных министерств желательно назвать отделами, районных управлений сельского хозяйства - группами.
При таком подходе рассматриваемая система будет состоять из 8-ми сквозных проблемно-функциональных блоков, образующих вертикаль государственного управления АПК (рис. 1).


Рисунок 1. Вертикаль государственного управления АПК региональной экономики  (проект)

*Разработано автором

При обосновании вертикали государственного управления АПК нами анализировалась деятельность традиционно входивших в нее отраслевых блоков. В результате было установлено, что они лишь отслеживают ситуацию в хозяйствах и не оказывают реальное содействие развитию соответствующих отраслей. В связи с этим важно отметить, что сама административная реформа в значительной мере учла целесообразность ориентации системы государственного управления АПК на решение основных проблем, препятствующих развитию отрасли [1].
Вместе с тем, это не исключает необходимость создания в МСХ РФ отраслевых отделов в рамках департаментов инновационного обеспечения и управления государственной собственностью. В первом случае цель данных отделов - формирование и передача в регионы информации по лучшим мировым достижениям в отрасли для внедрения в производство. Подобная трансформация отраслевых подразделений значительно повысит их эффективность, окажет реальное содействие развитию аграрного сектора России [2].
Внедрение рекомендаций по оптимизации функций и структуры органов государственного управления АПК позволит сократить число ступеней данной системы, унифицировать её органы в регионах, будет способствовать повышению эффективности отрасли.
Мы считаем необходимым, предложить алгоритм разработки концепции государственной поддержки хозяйствующих субъектов регионального АПК, который по нашему мнению, включает следующие этапы: подготовитель­ный этап; этап разработки проекта концепции; этап согласования проекта и утверждения концепции. Каждый из этапов представляет собой логически обоснованный комплекс целенаправленных действий, для которого характер­ны свои методы и подходы к организации работ, качественно различные виды промежуточного и конечного продуктов, обусловленных целями и задачами [4].
Подготовительный этап включает разработку пакета организационных и распорядительных документов по созданию концепции, подготовке техниче­ского задания, предварительной генерации идей, формированию группы раз­работчиков концепции, ее научно-методической базы, планированию этого процесса. Общая схема данного этапа представлена на рисунке 2.

 


Рисунок 2. Схема Подготовительного этапа
*Разработано автором

В распоряжении руководителя Правительства субъекта федерации должны быть указаны сроки подготовки проекта концепции и ответственное лицо-министр сельского хозяйства данного субъекта Федерации, который назначает руководителя разработки концепции, утверждает состав координационной комиссии (группы).
После прохождения всех стадий подготовительного этапа начинается подготовка проекта Программы, включающая целый ряд аналитических, экспертных, расчетных процедур и обоснований.
В результате выполнения процедур аналитического блока необходимо сформулировать цели, стоящие перед аграрной сферой экономики региона. Для уточнения этих целей рекомендуется более конкретно рассмотреть возможности интенсификации производства, пропорционального и сбалансированного развития. Такую возможность дает решение задачи по оптимизации структуры агропромышленного комплекса, адекватную его ресурсному потенциалу.
В итоге уточненные цели должны быть четко сформулированы и конкретны, построены на глубоком анализе причинно-следственных связей между социальными, демографическими, экономическими, политическими и экологическими процессами в сельской местности, а также соответствовать имеющимся в регионе возможностям. Целесообразно построить «дерево целей», определяющее конкретную иерархию целевых установок. Программа является основным, но не единственным документом, разрабатываемым в процессе стратегического планирования. Считаем целесообразным составление плана реализации программы, который будет служить связующим и координирующим рабочим документом, куда могут вноситься изменения в ходе её реализации. Необходимость такого документа связана с тем, что программный характер концепции не предполагает детальной проработки каждого из стратегических направлений развития. Реализация каждого направления связана с подготовкой проекта пакета нормативно-правовых документов для принятия их законодательным органом субъекта Федерации, а также с экономическим обоснованием и составлением бюджета и т.д. Причем работа по данному направлению может занимать достаточно длительный период времени. Все эти моменты могут быть учтены в соответствующих целевых программах [3].
На заключительном этапе должны быть разработаны рабочие программы, комплексные программы развития сельскохозяйственного производства на отдельных территориях, инвестиционные проекты. По каждой программе определяются сроки ее выполнения, выделяются ресурсы с отражением в законе о бюджете субъекта Федерации и назначается ответственное лицо.
Считаем, что предлагаемый подход позволит сформировать систему стратегического планирования развития агропромышленного комплекса в регионе, учитывающий весь комплекс эффективного использования ресурсного потенциала агросферы.
Бесспорно, региональное законодательство нуждается в доработке. В частности, такой важный аспект для привлечения в регион новых инвесторов, как льготное налогообложение, в законе не отражен. Также необходимо отметить важность создания сбалансированной системы правовой зашиты, которая позволит предоставлять инвесторам правовые и финансовые гарантии со стороны России и ее регионов. Правовые гарантии предполагают обеспечение исполнения законодательных гарантий, стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности, гарантии от принудительных изъятий и незаконных действий государственных органов и т.д. Финансовые гарантии - это обязательства юридических лиц, компенсации, возмещение ущерба иностранным гражданам и т.д. Для улучшения инвестиционного климата в регионе целесообразно было бы принять законы о льготном налогообложении в крае, о залоговом фонде, о ли­зинговой деятельности, об инновационной деятельности.
Инструментом регулирования инвестиционной деятельности на уровне регионов должны быть региональные инвестиционные программы, составляемые по единой общероссийской методологии при координации со стороны федеральных органов. Инвестиционные проекты, включаемые в эти программы, могли бы претендовать на долевое участие в финансировании из федеральных источников.
Таким образом, развитию аграрного сектора России препятствует огромная масса факторов. Из-за их многочисленности и непреодолимости у аграриев складывается впечатление, что они создаются преднамеренно. Практически все эти факторы являются следствием невыполнения в должной мере государством своих функций в области экономики. Пока руководство страны не осознает этого и не сделает соответствующие шаги, сельское хозяйство страны не станет конкурентоспособным. Давно настала пора, чтобы органы власти на всех уровнях, в соответствии со своими прямыми обязанностями, не мешали, а помогали, образно говоря, «молились на каждого, кто способен создать хотя бы одно рабочее место на селе». Только тогда возродятся многострадальный агропромышленный комплекс России [2].
Сегодня аграрный сектор РФ похож на ребенка, способного стать великим боксером. Раньше времени выпустить его на ринг против опытного профессионала - значит заведомо загубить (пока даже российские банки, окрепшие за годы реформ, в том числе за счет выкачки ресурсов из сельского хозяйства, боятся открытой конкуренции с зарубежными банками). Чтобы не допустить этого, соответствующим должностным лицам необходимо обладать не только терпением, высокой квалификацией и ответственностью, но и мужеством. В этом случае неминуемо придет время, когда на ринге появится новый хозяин. Для этого у России есть все необходимое: природные условия и ресурсы, научная база, высококвалифицированные кадры. Нужно лишь создать предпосылки, чтобы этот потенциал заработал в полную силу.


Литература:

    1.Абалкин Л.И. Теория экономического развития [Текст]/ 2006.-90 с. 2007. – 104 с.
    2.Арзамасцев А.Д. Сафиуллин М.А Управление процессами расширенного воспроизводства в АПК [Текст]/  2009. - № 2.
    3.Ахмадеев М.Г. Экономическая устойчивость аграрной сферы Республики Татарстан. [Текст]//Уфа: Восточный университет, 2010.-144 с.
    4.Новикова З.Т. Особенности воспроизводства в АПК [Текст]/  2008. - № 18, ч. 2.

 

Literature:

1. Abalkin LI Theory of Economic Development [Text] / 2006.-90. 2007. - 104 pp.
2. Arzamastsev AD Safiullin MA managing the enlargement process of reproduction in APC [Text] / 2009. - № 2
3. Akhmadeev MG Economic sustainability of the agrarian sector of the Republic of Tatarstan. [Text] / / Ufa: Eastern University, 2010.-144 with.
4. Novikova ZT Features of reproduction in APC [Text] / 2008. - № 18, p. 2.