×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Основные направления стимулирования развития предпринимательства в Ростовской области

Аннотация

Р.Р. Абдуллаев

Цель данной статьи – выявить направления предпринимательской деятельности, способные обеспечить развитие экономики Ростовской области. Таковыми автор считает производство сельскохозяйственной продукции и инновационную сферу. Для достижения поставленной цели в статье решаются задачи рассмотрения путей развития отраслей АПК на основе  прогноза конъюнктуры данного сегмента мирового рынка, выявления возможностей создания благоприятных условий хозяйствования для инновационно активных индивидов, составляющих очень небольшой процент предпринимателей. Предложены мероприятия господдержки предпринимательской деятельности, главным результатом реализации которых станут позитивные изменения экономических ожиданий жителей региона.
Ключевые слова: Предпринимательство, аграрно-промышленный комплекс, инновационная сфера, государственная поддержка предпринимателей.

Ключевые слова:

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Приоритетными направлениями предпринимательской деятельности, способными обеспечить развитие экономики Ростовской области, нам представляются следующие.
Во-первых, производство сельскохозяйственной продукции. Аграрно-промышленный комплекс  Ростовской области  характеризуется высокой рентабельностью, что позволяет рассматривать его как точку роста экономики региона, обусловленную природно-ресурсным потенциалом. За годы рыночной экономики темпы роста внешнеторговых поставок предпринимателей отраслей сельского хозяйства и пищевой промышленности в совокупности росли устойчивыми темпами, при этом частично переработанная продукция составляет уже треть экспортных поставок. Основным сегментом мирового рынка предпринимателей сферы АПК Ростовской области остается производство и экспорт зерновых; производство и экспорт семян подсолнечника, переработка и экспорт пищевых масел, выработанных из семян подсолнечника. [1]
Чтобы оценить эффективность дальнейшего увеличения объемов экспорта продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности предпринимателями Ростовской области, необходимо дать прогноз конъюнктуры данного сегмента мирового рынка. В последние 10 лет темпы роста промышленного потребления зерна (с последующей переработкой, например, в крахмал, алкоголь, в пищевые продукты и напитки) в среднем составляли 4,3% ежегодно, а его использование в кормовых и продовольственных целях было относительно стабильным, составляя 0,7% и 1,5% соответственно при увеличении населения Земли на 1,2% в год. В ближайшие 2-4 года ожидается ежегодный прирост потребления до 2%  из-за неблагоприятных в течение нескольких лет погодных условий и растущего спроса на промышленное использование зерна – производство этанола как субститута энергоносителей. Этот сегмент мирового зернового рынка  сегодня является наиболее быстро растущим. Всё это, в свою очередь, позволяет прогнозировать рост мировых цен на зерно.
В регионе сформировались крупные предпринимательские структуры: группа компаний «Астон» - 7% российского экспорта зерна, «Юг Руси» - 8% российского экспорта зерна, менее значительные доли приходятся на «ЮТС», «Волго-Дон - Инвест». Они организованы как вертикально интегрированные холдинги, объединяющие производителей сельскохозяйственных культур, предприятия по хранению и переработке зерна и масличных культур, портовые терминалы. В группу компаний «ЮТС» входят 14 сельскохозяйственных предприятия, 3 элеватора и 2 портовых терминала для перевалки зерна; «Астон» объединяет  3 сельскохозяйственных и 2 перерабатывающих предприятия; «Юг Руси» - более 12 сельскохозяйственных предприятий и 9 элеваторов, завод по производству масла растительного «Золотая семечка», хлебозавод «Юг Руси». Эти субъекты предпринимательства доминируют на рынке зерновых и масличных культур области, формируя закупочные цены.
Кроме российских предпринимателей, торгово-закупочную деятельность в области осуществляют более 30 фирм и организаций, в том числе крупные транснациональные компании (ТНК): ООО «Международная зерновая компания» (дочернее  предприятие частной трейдинговой компании «Гленкор Интернэшнл»,  (Швейцария); ООО «Бунге СНГ» (дочернее предприятие крупного концерна по производству сельскохозяйственной продукции «Бунге Лтд», Швейцария); ООО «Луис Дрейфус Восток» (дочернее предприятие Луис Дрейфус, Франция).
Перечисленные ТНК имеют в собственности элеваторы на территории региона, что свидетельствует об интересе мирового рынка к ростовскому  зерну. Конкурентным преимуществом нерезидентных предпринимателей  является трансфертная торговля: компания через аффилированные  структуры выступает одновременно и как продавец, и как покупатель (экспортёр-импортёр), что позволяет ей получать выгоду от дифференциации цен производства и закупок, оптимизировать налогообложение за счёт трансфертного ценообразования, использовать фьючерсные контракты, формировать собственную внешнеторговую и транспортную инфраструктуру, получать кредиты  на более выгодных условиях. Всё это вместе взятое минимизирует издержки и обеспечивает высокую прибыльность внешнеторговых операций компаний, а также оказывает влияние на уровень мировых цен на сельхозпродукцию. Наличие в регионе этих хозяйствующих субъектов обостряет конкуренцию и сужает возможности местных предпринимателей.
Инфраструктура зернового рынка  в Ростовской области способна обеспечить рост экспорта зерновых культур – более 70 элеваторов и хлебоприемных предприятий, рассчитанных на хранение 6 млн. тонн зерна; из них 12 портовых элеваторов и зерновых терминалов, с общей мощностью перевалки до 10 млн. тонн в год. Через водные терминалы Ростовской области, кроме зерна собственного производства, идет отгрузка зерновых из Краснодарского, Ставропольского краёв, Волгоградской области и других регионов России.
Конкурентная среда и развитая инфраструктура растениеводства региона выступают благоприятными предпосылками для расширения производства и переработки продукции, вложения инвестиций в отрасль.
Администрация области на протяжении последних лет поддерживает проводимые крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (КФХ) организационные мероприятия – конференции, съезды, выставки, ярмарки. Стратегическим направлением развития фермерских хозяйств нам представляется вертикальная кооперация мелких и средних агропредприятий, которая повышает их  конкурентоспособность, что особенно важно в условиях усиления конкуренции с ТНК на региональном зерновом рынке. В этой связи необходимо совершенствовать меры государственной поддержки сектору КФХ, причём она должна носить адресный характер, облегчающий продвижение их продукции на межрегиональный и международный рынок. Для этого необходимы разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки предпринимательства, разработка и реализация инвестиционных проектов, создающих рабочие места. Организационно-правовыми ресурсами этой деятельности выступают законодательные акты федерального и региональных уровней, нормативно-правовые документы, определяющие условия и порядок функционирования субъектов   малого  предпринимательства.
Во-вторых, еще одной приоритетной сферой функционирования малого предпринимательства в регионе нам представляется инновационная сфера. Федеральное правительство планирует, что объем выпуска инновационной продукции к 2020 году должен увеличиться с нынешних 6% до 25% в общем объеме промышленной продукции [2]. Сейчас доля предприятий, деятельность которых связана с наукой и инновациями, составляет в малом бизнесе России только 1,2%. В Ростовской области эта доля составляет 2,19%, а число инновационных предприятий – менее 0,5% из общего числа малых предприятий.
Но эти малые цифры – отражение объективной реальности, ведь известно, что от всего 5 - 10% населения способно к предпринимательской деятельности, и из них небольшая часть способна к инновационно-предпринимательской деятельности. Таким образом, инновационно активные индивиды – это очень небольшой процент от всего населения. И проблема состоит в том, как для этих людей создать благоприятные условия. Вот почему в Америке так упорно создают и на государственные деньги поддерживают малый бизнес вообще и инновационный бизнес в особенности. Потому что понимают, что предпринимательская активность – уникальный ресурс.
В экономической науке набирает популярность теория национальных инновационных систем (НИС), базирующаяся, с одной стороны, на развитии идей Шумпетера [3], с другой — на институциональной теории [4]. Эти разные школы приходят во многом к одинаковым выводам относительно движущих сил инновационного развития. Большое влияние на становление теории инновационных систем оказал Ф. Хайек, который сформулировал концепцию рассеянного знания. [5] В ее основе — понимание рынка как особого рода информационного устройства, осуществляющего через цены выявление, использование и координацию знаний миллионов независимых друг от друга людей. Шумпетер и Хайек заложили основы отношения к инновациям как к источнику экономического роста, а само понятие национальной инновационной системы возникло в 1970−е гг. Его авторами считаются К. Фриман (Центр исследований научной политики Сассекского университета) и  Р. Нельсон из Колумбийского университета. В 1990−е гг. в работах Р. Солоу и П. Ромера опубликованы модели экономического роста с эндогенным и экзогенным техническим прогрессом. [6]
Идея инновационного развития предполагает задействование всей иерархии социальных институтов: наука, образование, бизнес, государственное управление. Работа по выявлению инновационно активных людей должна вестись на всех уровнях этой иерархии. Каждый человек должен иметь возможность попасть в зону внимания государственных органов, встроиться в эту систему, в которой государство поддержит и защитит тех, кто получил хорошее образование, кто нацелен на изобретательскую деятельность, на производство новых товаров, услуг, технологий. Это будет мобилизовать людей на соответствующее задачам  экономического роста поведение. Именно под это необходимо формулировать цели государственной политики, разрабатывать долгосрочные программы, выстраивать деятельность государственного аппарата, задающего законы, нормы и правила.
Следует учитывать, что не все институты национальной инновационной системы формируются сознательно, какая-то их часть возникает стихийно, базируется на обычаях, культуре, особенностях мировоззрения. И оказывается, что если в стране строятся храмы, церкви, мечети, но в значительно меньшей степени строятся технические училища и университеты, то на выходе общество получает систему, в которой стратегические инновации не создаются. Эту зависимость отметил еще Норт. [7]
Начальный и важнейший элемент инновационной системы – образование, все его ступени – от школьного, ориентированного на развитие креативного мышления, до университетов и MBA. Инновационная ориентация экономического роста требует достижения принципиально нового качества образования, подготовки кадров, способных влиять на мировые процессы.
Формирование инновационной компетенции необходимо начинать с образовательных технологий, разработки принципиально новых методов интеллектуального развития молодежи, основанных на современных отечественных технологиях решения проблемных задач и генерации идей. Важно охватить все категории молодежи: от довузовской до магистрантов, а также ученых и педагогов – научных руководителей инновационной деятельности молодежи.
В ведущих зарубежных университетах преподаётся теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), в которой акценты сделаны на принципы устранения технических противоречий. В современной отечественной науке ТРИЗ дополнена принципиально новыми методами интеллектуального развития молодежи, основанными на современных отечественных технологиях решения проблемных задач и генерации идей, и расширена на нетехнические системы. Такое развитие междисциплинарного подхода на основе единой методологии формирования запаса креативных способностей  особенно востребовано в развивающемся инновационном обществе.
В Ростовской области рекомендуется создать Центр инновационной компетенции, структура которого включает инновационно-консалтинговый центр, лабораторию, учебный класс, телекоммуникационный ресурсный центр, представительства международных научных и инновационных организаций и др. В Центре возможно обучение молодых исследователей, повышение квалификации научных руководителей, проведение конференций, конкурсов, выставок, научные исследования в очной и дистанционной формах и др. [8]
Вокруг Центра сформируется инфраструктура и научно-образовательная среда – базовые образовательные учреждения с профильным обучением, молодежные центры, образовательные округа и инновационные комплексы, региональные представительства, порталы, молодежные инновационные бизнес-инкубаторы и т.п.
Создание Центра позволит:

  • реализовать не имеющую аналогов научно-образовательную программу развития инновационного потенциала и инновационной деятельности молодежи, основанную на современных научных достижениях в области методологии творчества;
  • сформировать в регионе креативную научно-образовательную  среду из образовательных учреждений различных ступеней образования, научных и внедренческих учреждений, массовых научных мероприятий на основе сетевой телекоммуникационной  интеграцию территориально распределенных учреждений;
  • сформировать в регионе высокотехнологичные производственно-экономические кластеры, важнейшей основой развития и главными сетевыми элементами которых выступит наука как генератор новых знаний и образование как способ и необходимое условие формирования человеческого капитала.

Эту идею возможно реализовать при условии существенного изменения роли и места образования, науки, бизнеса, власти и общества в процессе их инновационного взаимодействия.
При организации Центра инновационной компетенции необходимо использовать потенциал частно-государственного партнерства. Одним из вариантов его реализации предлагаем создание особых управляющих компаний для управления кластерами. Бизнес становится активным творческим участником инновационного процесса, власть становится реальным заказчиком и инициатором создания принципиально новых технологий, соответствующих задачам развития мировой, национальной и региональной экономики. При этом к кластерному управлению допускаются лишь те государственные служащие, которые обладают инновационными компетенциями.
Инновационные компетенции государственного и муниципального служащего  предполагают:

  • способность проведения мониторинга событий в жизни людей общества и территорий с выявлением их значения в будущем;
  • способность отбора спонтанно формирующихся социальных норм (неформальных институтов) для их перевода в государственных структурах в нормативно-правовые и законодательные акты (формальные институты), обеспечивающие эффективность социального и экономического развития территории;
  • способность диагностики рисков и кризисов, обусловленных государственными преобразованиями;
  • управление социальными кризисами с целью использования их как факторов, продуцирующих новые системы организации хозяйственной деятельности;
  • умение согласовывать интересы предпринимателей по реализации инновационных проектов с интересами общества.

С учетом особенности управления кластерами на основе частно-государственного партнерства следует разработать учебную программу переподготовки по приобретению инновационных компетенций государственными и муниципальными служащими. Целесообразно организовать процесс переподготовки служащих в форме диалогового обучения, при которой обучаемые, используя опыт своей непосредственной работы, становятся «экспертами».
Второй элемент инновационной системы - производственная инфраструктура. Это показал пример Китая, который вначале стал глобальным «отверточным» производством, а теперь на его основе превращается в инновационное.

  • На региональном уровне субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в названных нами двух сферах, администрация области должна оказывать приоритетную финансовую поддержку путем предоставления кредитных средств под гарантии администрации и Фонда поддержки малого предпринимательства. Видом финансовой поддержки может быть также субсидирование процентных ставок по привлеченным займам  из средств кредитных организаций и средств господдержки, микрокредитование из привлеченных средств через фонд поддержки малого предпринимательства. При наличии таких средств и инфраструктуры по их использованию такая форма финансовой поддержки в нише небольших (до 300 тыс. руб.) займов очень выгодна для категории начинающих предпринимателей. Основными функциями Фондов поддержки малого предпринимательства должны стать привлечение инвестиций и гарантирование займов, а также формирование «кредитной истории» предпринимателей города с использованием базы данных по заемщикам местных банков и других кредитных организаций.
  • Для начинающих предпринимателей эффективной формой их финансовой поддержки может стать созданный администрацией гарантийно-залоговый фонд, деятельность которого смогла бы компенсировать ограниченность бюджетных средств в качестве гарантий возвратности займа. Формирование гарантийно-залогового фонда  возможно путем передачи имущества в виде учредительных взносов с последующим  оформлением под него кредитов и кредитных линий в банках. Необходимо учитывать, что в деятельности такого фонда могут возникнуть следующие проблемы: 1) необходимость передачи имущества или прав на него, требующая осуществления налоговых платежей; 2) риск потерь от невозврата средств недобросовестными заемщиками; 3) обеспечение сохранности залога.

Еще одним инструментом поддержки производственного предпринимательства может стать предоставление налоговых кредитов. Целесообразно его использовать  тогда, когда эта льгота в течение краткосрочного периода времени компенсируется ростом налоговых поступлений. Решение этих вопросов эффективнее по отношению к местным и региональным налогам, т.к. на федеральном уровне оно столь длительно, что любой бизнес может погибнуть. Как и любой другой вид кредитования, налоговые кредиты должны быть обеспечены гарантиями возмещения налоговых потерь в случае неудачного ведения бизнеса. В таком случае обе стороны, несущие обязательства, будут в равных условиях. Например, возможна схема освобождения от части налогов предприятия, инвестирующего средства в расширение производства, организацию новых рабочих мест, внедрение инновационных проектов. Аргументы по представлению налоговых льгот должны быть подтверждены экономическими расчетами. Факт предоставления льгот по налогам должен быть документально оформлен (договором) со всеми присущими этому действию формальностями.
Необходимо разработать и принять нормативные документы, устанавливающие для предпринимателей льготы по аренде и выкупу, доверительному управлению, лизингу оборудования и  помещений, находящихся в областной и муниципальной собственности. При этом рекомендуется предусмотреть возможность зачета денежных средств, израсходованных субъектами предпринимательской деятельности на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений, в качестве платы за аренду. Для стимулирования подобных действий возможно уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на имущество и земельному налогу для крупных предприятий, передающих производственные мощности в безвозмездное пользование субъектам малого предпринимательства. Имущество  предприятий-должников бюджету может быть передано субъектам малого предпринимательства в лизинг в счет  погашения их задолженности на льготных условиях. Следует учесть, что передача имущества будет сопровождаться возникновением налогооблагаемой базы и взаиморасчетов за полученное имущество, поэтому последняя процедура требует правового и экономического урегулирования. Могут создаваться залоговые фонды под конкретные проекты с документальным оформлением обязательств сторон, прежде всего заемщика, по несению ответственности за реализацию проекта, повлекшего за собой материальные потери кредитора.
Важнейшей формой поддержки производственного предпринимательства является финансово-кредитная. Её инструментом могло бы стать создание в Ростовской области региональных банков с участием государства для предоставления кредита предпринимателям на долгосрочной основе и при относительно низкой процентной ставке. Следует упростить порядок  оформления кредитов, а также предусмотреть для малых предприятий рассрочку платежей, что позволит им направлять прибыль на развитие производства.
Существующая в настоящее время система предоставления государственных гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствующим субъектам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение, и для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной. Это делает актуальным создание в России института государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства.
Государство должно заинтересовать банки в кредитовании субъектов малого предпринимательства путем субсидирования части процентных выплат по их банковским кредитам. Это приведет к снижению рисков реализации и уменьшению сроков окупаемости инвестиционных проектов в сфере малого бизнеса, повысив его привлекательность для кредитующих организаций.
Важным фактором, определяющим перспективы малого предпринимательства в Ростовской области, является стимулирование его интеграции с крупным бизнесом. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта развития предпринимательства является создание гарантированных рынков сбыта продукции малых предприятий.
Стимулирование инновационной активности всех субъектов хозяйствования возможно на основе созданной в регионе инновационной инфраструктуры, но предприниматели  Ростовской области не активно используют элементы инфраструктуры: лишь каждый второй предприниматель обратился в банки и информационно-консультационные центры. Основная причина такой низкой активности – привычка рассчитывать на собственные силы. Такое поведение предпринимателей порождает необходимость в пропаганде деятельности организаций инфраструктуры, расширении спектра услуг бизнес-инкубаторов.
Решение проблемы нехватки производственных помещений для малых предприятий возможно за счёт выведения производственных мощностей крупных предприятий «в резерв» с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Эти мощности малые предприятия могли бы на конкурсной основе получать в долгосрочную аренду (лизинг).
Для развития малого предпринимательства очевидна необходимость активной государственной поддержки страхования этого сектора экономики. Можно предусмотреть частичное обеспечение страхования малых предприятий государственными гарантиями, создание и развитие обществ взаимного страхования. Это обеспечит двусторонний эффект, расширив число предпринимателей-страхователей и страховщиков.
Программы развития малого предпринимательства должны носить не только экономический, но и социальный характер, так как большинство субъектов малого предпринимательства могут развиваться только в условиях благоприятной макроэкономической ситуации, дальнейшего подъема региональной экономики, обеспечивающими увеличение спроса на продукцию, работы и услуги малого сектора экономики, совершенствования правового поля, информационной открытости, соблюдения законных прав и интересов субъектов малого предпринимательства со стороны всех участников рынка, в том числе, государственных органов, наделенных полномочиями контроля и надзора за деятельностью субъектов малого предпринимательства.
Отмеченной в анализе слабой стороной малого бизнеса является  непрофессионализм кадров. Устранению данного недостатка могла бы способствовать масштабная и многоуровневая подготовка кадров, проведение обучающих семинаров для предпринимателей,  содействие в привлечении грантов на внедрение образовательных программ. По уровням подготовка кадров может быть следующей:

  •  «начальное» образование – переобучение безработных, желающих организовать собственное дело;
  • «начальное специальное» – с преподаванием конкретных профессиональных навыков;
  • «среднее» образование – повышение квалификации уже действующих предпринимателей;
  • «высшее» предпринимательское образование – введение образовательного стандарта «Руководитель малого предприятия» и «Предприниматель-менеджер» в ВУЗах области.

Для решения поставленных перед региональными органами задач необходимо:

  • ввести представителей предпринимателей во властные структуры;
  • отработать механизм взаимодействия между структурами, представляющими интересы предпринимателей и контролирующими организациями по устранению возникающих конфликтных ситуаций, связанных с деятельностью предпринимателей;
  • способствовать становлению и развитию общественных организаций, представляющих разные слои предпринимательства и их диалогу с властями;
  • вести постоянную работу по получению достоверной информации для анализа существующего положения и выработке рекомендаций по принятию решений в сфере предпринимательской деятельности города.

В случае успешного выполнения всех предложенных нами мероприятий по  развитию предпринимательской деятельности (и соблюдения прочих условий, как-то: выделении средств господдержки, принятии соответствующих решений, активной позиции всех структур города и населения) главным результатом нам представляется изменение экономических ожиданий жителей региона – формирование уверенности в том, что государство поддерживает предпринимателей, что позитивные изменения возможны, что у предпринимательства есть будущее, что каждому необходимо принимать активное участие в преобразованиях. Этот психологический фактор позитивных ожиданий в дальнейшем будет более значимым, чем пассивное ожидание материальной помощи от государства в любых размерах.
Предполагаемое развитие предпринимательской деятельности за счет реализации предлагаемых мероприятий не сможет сразу значительно изменить структуру и показатели экономической деятельности. Но в данном случае важен сам факт, что предприимчивость и инициатива поддерживаются, что создаются новые рабочие места, что есть альтернатива теневой деятельности и стимул для повышения квалификации и карьерного роста. Благоприятный для предпринимательства  климат будет способствовать росту инвестиционной привлекательности региональной экономики и обусловит рост домохозяйств, повышающих свою покупательную способность путем предпринимательства.

Список литературы:

  • 1.Данные с официального сайта Администрации Ростовской области  http://www.donland.ru
    2.ГАЗЕТА.GZT.RU. 2008-08-22 15:00 mail@gzt.ru //Путин: доля инновационной продукции к 2020 году должна вырасти до 25%.
    3.Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.
    4.Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. – М: Наука, 2004.
    5.Хайек Ф. А. - Пагубная самонадеятельность: ошибки социализма. // Электронные книги - учебники. http://wwv.libedu.ru/haiek_fridrih_avgust/p/33/pagubnaja_samonadejatelnost__oshibki_socializma.htmlma.html
    6.Яковец Ю.В. Прогноз инновационного развития России на период до 2050 года с учетом мировых тенденций. // Инновации. – 2005. – № 1.
    7.Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.,1997.
    8.Областной закон от 28.11.06 № 591-ЗС "Об инновационной деятельности в Ростовской области". Принят Законодательным Собранием 10 ноября 2006 года. . // http://www.donland.ru//