Исследование социально-экономического потенциала территориального развития с использованием маркетингового инструментария
Аннотация
В данной статье рассмотрены общие и специфические закономерности развития экономики г. Шахты, проведён анализ экономического потенциала города, выявлены внутренние противоречия и тенденции развития городской экономики и жилищно-коммунального хозяйства. По итогам применения маркетингового инструментария в анализе территориального развития, а именно проводится SWOT-анализ развития города и жизнеобеспечивающей отрасли даны прогнозы и угрозы, которые могут быть использованы при стратегическом планировании
Ключевые слова: SWOT – анализ, маркетинговый инструментарий, стратегическое планирование отрасли, территории.Ключевые слова:
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
	В современных условиях для  видения полной маркетинговой картины и определения дальнейшего стратегического развития территорий целесообразно применять в качестве маркетингового инструмента SWOT-анализ городской среды, включая анализ внешних и внутренних факторов и  имеющихся возможностей.
	Формирование стратегии сводится к анализу нескольких концептуальных узлов, составляющих точки возможного экономического и социального роста территории и представляющих место территории в действующей системе общественного разделения труда и мировой экономики. Данные узлы выявляются в ходе скрупулёзного анализа документации, в результате которого подбирается группа контрольных показателей, отображающих социально-экономический потенциал территорий в лице её ведущих функциональных подразделений. Концептуальные узлы имеют некоторое типовое распределение, соответствующее определенному набору категорий, в рамках которых возможен максимально полный и взвешенный анализ состояния городской территории. К числу этих категорий следует отнести:
- геополитическое положение территории;
- место территории в системе общественного разделения труда;
- экономический потенциал территории (региона, города);
- инфраструктуру территории;
- инвестиционную привлекательность территории;
- культурно-историческую миссию территории.
	Целью нашего исследования является анализ внутренней и внешней среды города (выявление сильных и слабых сторон возможностей и  угроз) применив маркетинговый подход.
	По статистическим данным г. Шахты – третий по размерам город в Ростовской области. Численность населения составляет 249,1 тысяча человек. На сегодняшний день площадь территории города составляет 158,3 км².           На протяжении многих лет город Шахты развивался как крупный промышленный центр юга России. Его развитию способствовали близость к Ростову-на-Дону, а также потребление страной большого количества высококачественного каменного угля, запасы которого в этом городе исчисляются миллионами тонн. Долгое время Шахты оставались неофициальной столицей российского Донбасса. После реструктуризации угольной отрасли город утратил это звание.     В настоящее время лидирующие позиции в городе занимают предприятия строительной индустрии, легкой промышленности, машиностроения. Экономика города успешно развивается за счет развития малого и среднего бизнеса. Город является лидером среди бывших шахтерских территорий Ростовской области по показателям индекса промышленного производства. По темпам роста объемов инвестиционных вложений Шахты занимают первое место среди городов и районов области. Доходы населения увеличиваются, что способствует активному развитию розничной торговли. На сегодняшний день в Шахтах сформирована торговая сеть, одна из самых крупных в области.         
	Оценим перспективы развития города с использованием маркетингового инструмента SWOT -  анализ.
Таблица 1 - SWOT - анализ муниципального образования г. Шахты общие направления развития*
| Сильные стороны | 
 Слабые стороны | 
| Географическое положение | |
| 
					- близость к областному центру; | 
					- нахождение в зоне рискованного земледелия с полузасушливым климатом; | 
| Демография | |
| 
					- один из самых крупных по численности населения районов области; | 
					- увеличение умерших за первое полугодие 2011г; | 
| Уровень жизни населения | |
| 
					- значительный ежегодный рост бюджетных расходов социальной направленности – на образование, медицину, физкультуру и спорт; | 
					- недостаточный уровень бюджетного финансирования здравоохранения, культуры, спорта; | 
| Рынок труда | |
| 
					- рост промышленного труда; | - напряженность на рынке труда – 0,4 чел. На 1 вакансию | 
| Физкультура и спорт | |
| 
					- создание новых спортивных площадок; | - недостаточная обеспеченность объектами культуры и спорта | 
| Возможности | Угрозы | 
| Демография | |
| - один из самых крупных по численности населения районов области | - ежегодное сокращение численности населения | 
| Уровень жизни населения | |
| 
					- один из самых высоких в области уровней заработной платы и темпов ее роста; | -высокая стоимость жизни, особенно плата за жилье и услуги ЖКХ в связи с изношенностью и затратностью его инженерной инфраструктуры | 
| Рынок труда | |
| - возможность для обеспечения трудовой занятости значительной части населения района, в том числе в сельской местности 
 | - незначительное число малых предприятий, ориентированных на оказание бытовых и других услуг населению | 
| Продолжение таблицы 1 | |
| Образование | |
| 
					- достаточно высокий образовательный уровень населения; | 
					- недостаточная обеспеченность школьными учреждениями. 22% школьников занимаются во вторую смену; | 
	*Составлено автором по материалам Администрации г. Шахты [2]
	Таблица 2 - SWOT -  анализ инфраструктурного блока муниципального образования г. Шахты
| Инфраструктурный блок | |
| Энергетика и жилищно - коммунальное хозяйство, жилье | |
| Сильные стороны | Слабые стороны | 
| - переселение граждан из аварийного жилого фонда (348 человек из 27 аварийных домов | 
					- ветхое жилье; | 
| Возможности | Угрозы | 
| 
					- разработан график проведения межевания и постановки на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами; | - малые объемы строительства жилья; - прекращение строительства жилья для своих работников предприятиями и хозяйствами; - отсутствие инвестиционных площадок для комплексной застройки территорий | 
| Транспорт | |
| Сильные стороны | Слабые стороны | 
| - привлечение современных технических средств для фиксирования нарушителей правил дорожного движения и парковки | 
					- сокращения количества нелегальных такси; | 
| Возможности | Угрозы | 
| - Госавтоинспекция настаивает на введении спецзнака для "чайников | - с наступлением зимы дорожные службы не справляются с возложенными на них обязанностями по надлежащему содержанию дорог и улиц | 
| Экология | |
| Сильные стороны | Слабые стороны | 
| 
					- по инициативе мэра в целях оздоровления экологической обстановки и восполнения зелёного фонда города с 1 октября 2011г. по 1 ноября 20011г. проводилась общегородская акция по осенней посадке зелёных насаждений под девизом 'Вырасти дерево'; | 
					- при муниципальном водоканале очистные канализационные сооружение Гуково оказались в запущенном состоянии и бездействовало десять лет; | 
Таблица 3 – SWOT - анализ экономического блока муниципального образования г. Шахты
| Сильные стороны | Слабые стороны | 
| Промышленный блок | |
| 
					- наличие больших площадей плодородных земель, пригодных для сельскохозяйственного производства;           - наличие пригодных для промышленных разработок месторождений золота; | 
					- исторически сложившаяся сельскохозяйственная направленность экономики района; | 
| Возможности | Угрозы | 
| 
					- формирование инвестиционного имиджа города в области и за её пределами;   | 
					- нахождение в зоне рискованного земледелия с полузасушливым климатом; | 
| Внешнеэкономическая деятельность | |
| Сильные стороны | Слабые стороны | 
| 
					-  наличие ресурсов для производства тепловой и электроэнергии ; | 
					- необходимость перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель; | 
| Поддержка малого и среднего предпринимательства | |
| Сильные стороны | Слабые стороны | 
| 
					- оказывается помощь в реализации  программ развития; | 
					 -  отсутствие  залогового фонда для субъектов малого бизнеса; | 
| Развитие города | |
| Сильные стороны | Слабые стороны | 
| 
					- лидирующие позиции в городе занимают предприятия строительной индустрии, легкой промышленности, машиностроения; | - значительное количество свободных площадей; - отсутствие инвестиционных площадок с подготовленной инженерной инфраструктурой; - недостаток квалифицированных кадров для промышленного комплекса и стройиндустрии | 
| Инвестиции | |
| Сильные стороны | Слабые стороны | 
| - предприятия города постоянно работают над совершенствованием выпускаемой продукции; | - необходимость перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель; | 
| Продолжение таблицы 3 | |
| - создано муниципального учреждение «Агентство инвестиционного развития», которое займется каталогизацией инвестиционных площадок в городе | 
					-  отсутствие полностью сформированных инвестиционных площадок для предложения потенциальным инвесторам; | 
	По результатам проведенного исследования внутренней среды ( таблицы 1,2,3) мы можем смело утверждать, что у нашего города есть большой потенциал во всех  сферах его жизнедеятельности. Он имеет большие  возможности для  развития инновационно – инвестиционной привлекательности и  дальнейшего экономического роста. Есть кадровый потенциал - учебные заведения города, выпускающие специалистов широкого профиля. Такое разнообразие специалистов различных специальностей позволит удовлетворить потребности бизнес – среды. Развитая транспортная и инженерная инфраструктура, возможность выхода на рынки Украины и соседних регионов России, значительное количество свободных площадей, способствует успешной хозяйственной деятельности на территории города. Единственно целесообразно отметить, что необходимо всем нам сконцентрироваться и приложить все усилия на процветание нашей территории, но, к сожалению ни все это понимают.
	Одним из направлений увеличения инвестиционной привлекательности является повышение эффективности, устойчивости и надёжности функционирования жилищно-коммунального хозяйства города.
	В таблице 4, использован данный маркетинговый инструмент на примере SWOT-анализа жизнеобеспечения территории.
	Таблица 4 – SWOT-анализ жизнеобеспечения территории*.
| Сильные стороны | Слабые стороны | 
| 1. Наличие единого реестра по многоэтажным домам | 
					1. Недостаточная надёжность систем жизнеобеспечения | 
| Возможности | Угрозы | 
| 
					1. Создание условий для внедрения инновационных технологий | 
					1. Повышение числа сбоев системы жизнеобеспечения | 
| Продолжение таблицы 4 | |
| 6. Улучшения качества предоставления коммунальных услуг | 
 | 
* Составлено авторами по материалам Администрации г. Шахты [2]
	Как видно из анализа сильных и слабых сторон, на территории города сложилась сложная кризисная ситуация в коммунальной сфере, непринятие мер по исправлению слабых сторон может привести к сбою системы жизнеобеспечения города.
	В рамках реализации жилищно-коммунальной реформы первоочередными вопросами являются проведение работ по формированию и постановке на государственный кадастровый учёт земельных участков, расположенных под многоквартирными домами и реализации мероприятий по энергоэффективности, предусмотренных новой разработанной программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории города».
	Важнейшими внутренними движущими силами развития являются: экономическая база города, её рост и диверсификация; высокая концентрация научно-технологического, образовательного и культурного потенциала (наличие учебных заведений всех уровней); нарастающая динамика изменений в городской среде.
	Извне на город влияют как региональная политика государства на областном и федеральном уровнях, так и глобальные изменения, происходящие в мире. Влияние этих изменений связано с преобразованиями на мировых рынках и вступлением в ВТО. Происходит объективный процесс интеграции города в мировую экономику, науку, культуру, что вынуждает его конкурировать с другими городами в борьбе за инвестиции, квалифицированную рабочую силу, обеспечение более высокого уровня жизни для населения. Чтобы выдержать конкуренцию, городу необходимо в правильном направлении использовать свои внутренние движущие силы и наилучшим образом позиционироваться на российском и мировом рынках, не ошибиться при выборе перспективной специализации и в стратегическом плане правильно спрогнозировать новые потребности. Для укрепления конкурентоспособности территории необходимы:
- организация финансирования для ключевых объектов инфраструктуры (канализация, ЖКХ, водоснабжение) со стороны международных организаций;
- развитие человеческих ресурсов: программы занятости, обучающие курсы и тренинги, подготовка персонала для новых производств;
- восстановление территорий: создание промышленных и технологических парков, кластеров; поддержка, создание предприятий и т.д.;
- стратегия и мониторинг реализации: подготовка стратегического плана и мониторинг реализации стратегии, исследования – анализ тенденций, рынков и выбор целевых инвесторов;
- власть и бизнес: интерфейс взаимодействия между бизнесом и властью, обеспечение диалога;
- совершенствование инвестиционного законодательства.
Рассматривая внешнеэкономическую деятельность города, необходимо отметить, что развитие связей осуществляется недостаточно и происходит только в рамках ближнего зарубежья. Для дальнейшего развития международной деятельности, основными направлениями деятельности Администрации г. Шахты должны стать:
- укрепление экономических и гуманитарных связей в рамках приграничного сотрудничества и расширение партнёрских отношений со странами СНГ;
- сотрудничество со странами дальнего зарубежья;
- внешнеэкономическая деятельность и работа по привлечению иностранных инвестиций в экономику города.
Как видно из проведённого маркетингового анализа территории, необходимо отметить:
- угрозы развития монопрофильности территории;
- 
		недостаточную работу по привлечению инвестиций на территорию
 г. Шахты;
- уменьшение финансовых показателей местного бюджета (снижение бюджетного потенциала);
- наличие скрытой безработицы;
- снижение уровня реального дохода на территории города.
Ростовская область избирает либеральную модель инвестиционной политики и предлагает максимальный пакет побудительных механизмов для инвестора, который будет закреплён в соответствующих нормах регионального законодательства [1]:
- налоговые каникулы и льготы в период окупаемости проектов, отнесённых к приоритетным, в соответствии со стратегией привлечения инвестиций, льготное налогообложение инвесторов и организаций инвестиционной инфраструктуры, участвующих в привлечении инвестиций;
- прямое финансирование из областного и местного бюджета или софинансирование проектов через специально созданные акционерные инвестиционные фонды, частичное страхование некоммерческих рисков, субсидии по процентным ставкам;
- совершенствование условий для инвесторов, включая организацию финансирования объектов инфраструктуры за счёт средств федерального бюджета и международных организаций, финансирование образовательных программ для местного персонала в рамках новых инвестиционных проектов, т.е. развитие института частно-государственного партнёрства.
Литература:
	1.Довлатян Г.П., Неровня Т.Н., Обоймова Н.Т.,  Региональный аспект оценки конкурентоспособности муниципальных образований (концептуальный подход): монография/ Шахтинский ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). –Новочеркасск: Лик, 2010.-120 с.
	2. Материалы официального сайта Администрации г. Шахты /[Электронный ресурс] //  - Режим доступа: http://shakhty-gorod.ru/