×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Особенности стиля Конструктивизм на примере исторического центра города Ростова-на-Дону

Аннотация

И.А. Москаленко

Дата поступления статьи: 09.06.2013

Статья посвящена краткому изложению особенностей стиля Конструктивизм в городе Ростове-на-Дону. Строительный бум в городе начинается с 1920-х годов, появляется новый стиль Конструктивизм, к тому времени уже в полной мере заявивший о себе в столице. В начале 1930-х гг. архитектурное развитие в Ростове шло по пути освоения принципов авангарда. Сами принципы и формы архитектурного авангарда приходят в ростовскую практику с некоторым опозданием - как своего рода устоявшаяся традиция, преемственно развитая в проектах ростовских архитекторов.

Ключевые слова: город, стиль, форма, авангард, фасад

После временного затишья в архитектуре, связанного с гражданской войной, возобновляется строительная деятельность. Восстанавливаются сгоревшие здания: особняки, доходные дома, гостиницы «Северная», «Астория», «Деловой двор» и др.

Строительный бум в городе начинается с 1920-х годов, появляется новый стиль Конструктивизм, к тому времени уже в полной мере заявивший о себе в столице. С 1921 г. прерванные войной внешние культурные связи России начали восстанавливаться. Советский архитектурный авангард стал лидирующим звеном европейского «современного движения» в архитектуре. Но при всех декларациях о единстве с «интернациональной архитектурой» российский авангард был отделён от неё преградой различий в социальных целях и идеологии, преградой прозрачной, но труднопроницаемой.

Переходным периодом для Ростова становятся 20-е гг. До 1927 г. в Ростове не было создано практически ни одного произведения, так или иначе несвязанного с традицией, что позволило сделать вывод о несинхронности происходивших процессов в ростовской и столичной архитектурной практике. Последнее утверждение относится не только к жилым, но также к общественным и промышленным зданиям, в архитектуре которых еще во второй половине 20-х гг. отмечаются эклектичные стилизации и декорирование фасадов (…здание электростанции «Артем», 1928 г., В.В. Попов).

Ко второй половине 1920-х гг. практически не находят реализации архитектурные формы стилистических направлений конца XIX начала ХХ вв. Важнейшими факторами, оказавшими влияние на процесс появления в городе архитектуры авангарда, стали всесоюзные конкурсы, в которых принимали участие ведущие архитекторы страны – И.А. Голосов, П.А. Голосов, М.Я. Гинзбург, И.А. Фомин, Б.А. Коршунов, В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, Г.Б. Бархин, Б.Я.Улинич, А.З. Гринберг, А.В. Власов, Н.А.Троцкий и др. В результате чего появились крупнейшие произведения архитектурного авангарда: Краевой Дом Советов (1930 г., И.А. Голосов), театр драмы им. М. Горького (1930 г., В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх), Окружная больница (1927 г., П.А. Голосов, А.З. Гринберг, Л.А. Ильин).

На получение ведущих позиции в стране архитектурного процесса оказало содействие начало строительства драматического театра им. М. Горького и Краевого Дома Советов. Причём ростовские архитекторы принимали участие не только в разработке конкурсных проектов, но и в их обсуждении и контроле над строительством. На конкурс Краевого Дома Советов представлено 10 проектов, первая премия из которых была присуждена ленинградцам тт. Троицкому и Казаку – авторам проекта под девизом «Ударный», вторая премия – москвичу тов. Голосову – девиз «Край», третья премия – ростовчанину тов. Сербинову – девиз «Край», но жюри посчитало необходимым взять за основу проект И.А. Голосова, в последствии переработанного. Нынешний вариант этого здания, подвергшегося реконструкции в послевоенного периода, изменен до неузнаваемости.

Таким образом, в начале 1930-х гг. архитектурное развитие в Ростове шло по пути освоения принципов авангарда. Сами принципы и формы архитектурного авангарда приходят в ростовскую практику с некоторым опозданием - как своего рода устоявшаяся традиция, преемственно развитая в проектах ростовских архитекторов.

Жилищное строительство получило большой размах в годы сталинских пятилеток. В это время возникали новые жилые кварталы посёлки со свободной рациональной планировкой, на месте трущоб на окраинах города. Так, на месте «Стеклянного городка» выстроены дом «Гигант № 1» (1930, арх. В. Н. Наумычев) и кварталы домов табачной фабрики, по Буденновскому проспекту построен комплекс жилых домов Андреевского жилищного комбината (1928 — 1931, архитекторы П. А. Бучнев и А. М. Дворин). Рядом, по Буденновскому проспекту, 86, построен квартал с домами специалистов (1928 —1931, арх. X. X. Чалхушьян) и домом «Смычка». В железнодоржном районе построен дом «Гигант № 2» (1931, арх. X. X. Чалхушьян). Эти дома с благоустроенными светлыми квартирами, хорошей инсоляцией, и оборудованные всеми видами санитарной техники того времени, предназначены для рабочего класса.

Кроме жилищных комплексов в городе построено несколько общественных зданий: «Лендворец (1927, арх. Л. Ф. Эберг), Институт железнодорожного транспорта (1930-1932, арх. В. Н. Наумычев), Драматический театр им. Максима Горького (Арх. ак. В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх).

Построенный в 1920-е годы завод-гигант сельскохозяйственного машиностроения «Ростсельмаш» стал крупнейшим заводом в этой области в СССР и Европе. «Конструктивистская функциональная направленность архитектурных решений, сдержанность и лаконизм форм были характерны как проектам цехов завода и зданию завода управления, так и возведённым постройкам.

Среди прочего построено несколько жилых зданий, Здание№102, Здание №111, несколько зданий по проспекту им. Ворошилова. С интересными планировками, новыми для своего периода.

Одним из ярких примеров, конструктивизма является здание «Нового быта», построенное в 1927 – 31 гг. по проекту архитекторов М.Н. Кондратьева, Л.Ф.Эберг здание нового образца не похожее по своим размерам и объёмно-пространственной композиции на дореволюционные жилые дома. Первые попытки создания жилых комплексов для рабочих с включением общественной функции (магазин, общественная столовая, зал для собраний, прачечная, читальня, ясли и др.) были предприняты в России еще на рубеже веков. Многие из созданных в 1920-е гг. крупных жилых зданий и комплексов явились следствием развития имеющегося опыта.

Занимая значительную часть квартала, здание представляет собой композицию из двух симметричных протяжённых корпусов не обычной для своего времени формы. Современников строительства удивляла прежде всего формальная новизна здания. Отсутствовала привычная на рубеже веков плоскостная трактовка фасада — он стал скульптурным и представлял из себя ряд резолитов с закругленными углами и эркеров, развёрнутых по отношению к красной линии застройки под углом 45°. Аналогичную картину скульптурного фасада, активно связанного с внешним пространством, мы наблюдаем и во дворе здания, но эркеры становятся более глубокими, а резолиты — более дробными. Необычным для того времени является ещё и оформление фасадов, автор полностью отказался от их стилизации. Архитектурная выразительность строится на скульптурных характеристиках здания. Кирпичная кладка под расшивку швов и оконные проёмы — вот материал, из которого формируется фасад.

Литература

  1. Иконников, А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность / А.В.. Иконников. – Москва.: Прогресс-Традиция, 2001. – 656с.

  2. Токарев, А.Г Преемственость в архитектуре и градостроительстве Ростова-на-Дону в 20-40-е гг. ХХв./ А.Г. Токарев, Н.К. Цуканова // Труды ростовской государственной академии архитектуры и искусства. Ежегодник. - Ростов-на-Дону: Рост. гос. акад. архит. и иск-ва, 2005. - Вып. 2 - 4. - 207 с.

  3. Токарев, А.Г. Творчество столичных архитекторов в Ростове-на-Дону советского времени / А.Г. Токарев // «Архитектон: известия вузов» № 34 Июнь 2011

  4. Ребайн, Я.А. Ростов-на-Дону / Я.А. Ребайн. - М.: Государственное издательство архитектуры и градостроительства. – 1950.

  5. Есаулов, Г.В. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону / Г.В. Есаулов, В.А. Черницына. - Ростов-на-Дону, 1999. – 288с.

  6. Волошинова, Л.Ф. Перекресток столетий. Судьбы улиц, площадей, зодчих / Л.Ф. Волошинова. – Ростов-на-Дону.: Донской Издательский дом, 2004 – 225с.

  7. Токарев, А.Г. Архитектура конструктивизма в пространстве исторического города. / А.Г. Токарев // Режим доступа: http://www.archi.ru/lib/publication.html (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.

  8. Алексеев, С.Ю. Революция в пространстве: Михаил Николаевич Кондратьев (1879 — 1943) / С.Ю. Алексеев, А.Г. Токарев // ВЕСТНИК 2004—2010 г. Режим доступа: http://www.rostovstroy.ru/archive/articles/1129.html (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.

  9. Зильберова И.Ю., Петров К.С. Проблемы реконструкции жилых зданий различных периодов постройки [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4 ч.1. – Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1119 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.

  10. Зильберова И.Ю., Высоковская Л.В. Особенности проектирования в России [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4 ч.1. – Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1081 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.

  11. Redefining Constructivism Today: The Red Banner Textile Factory [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://petersburg.blogs.wm.edu/2010/09/20/417/ (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. англ.

  12. Winston Johns Constructivism Trends in Moscow Architecture [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ezinearticles.com/?expert=Winston_Johns (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. англ.