×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Обеспечение энергетической эффективности при размещении заказов для нужд города Москвы на основе стандартов и маркировки энергетической эффективности

Аннотация

А.В. Туликов, А.С. Кузьминов

  В статье проанализированы существующие на сегодняшний день механизмы законодательного регулирования государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Выделен ряд первоочередных мер, необходимых для обеспечения выполнения требований федерального законодательства в отношении энергоэффективного оборудования и продукции при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Отмечены проблемы, возникающие при реализаций указанных требований, связанные, в том числе, с отсутствием критериев энергоэффективности и стоимости жизненного цикла продукции при оценке и сопоставлении участников конкурсов. Проанализированы роль и возможности г.Москвы, выбранного в качестве пилотного региона для внедрения маркировки энергетической эффективности, по обеспечению законодательной и нормативной базы при размещении заказов для нужд города на основе стандартов и маркировки энергетической эффективности. Отмечено, что существующие на сегодняшний день полномочия города затрагивают не только вопросы создания условий для эффективного применения актов федерального законодательства, но и вопросы развития регионального законодательства.

Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, маркировка, законодательство, нормативная база

05.14.00 - Энергетика

Статья подготовлена по результатам работ, осуществленных при финансовой поддержке Минобрнауки России, Глобального Экологического фонда в рамках реализации международного проекта «Стандарты и маркировка для продвижения энергоэффективности в Российской Федерации».

Для активизации работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности необходимо создавать условия, при которых рациональное использование энергетических ресурсов не только обеспечивается административными мерами регулирования, но также принимается и осознается как необходимый элемент устойчивого развития в современном мире. Для этого государство должно показывать пример практического использования продукции и технологий высокой энергетической эффективности, то есть осуществлять реализацию государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, начиная с себя, с сокращения потребления энергетических ресурсов, обеспечения их рационального использования при осуществлении государственных функций.
К настоящему времени выработан ряд механизмов обеспечения энергетической эффективности в государственном и муниципальном секторе. Одним из таких механизмов является установление требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд.
С принятием Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) был установлен ряд мер государственного регулирования, которые должны стимулировать к повышению энергетической эффективности государственных и муниципальных закупок, а именно [1]:

  • установлены требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных или муниципальных нужд;
  • введен полный запрет на закупки ламп накаливания для государственных и муниципальных нужд;
  • установлены требования о маркировке энергетической эффективности для отдельных видов бытовых энергопотребляющих устройств.

Кроме того, в основе реализации государственной политики в области повышения энергетической эффективности лежит использование программного метода на всех уровнях государственного и муниципального управления. Установлено требование о разработке региональных и муниципальных программ в области повышения энергетической эффективности, а также программ организаций с участием государства или муниципального образования. В рамках реализации данных программ, как правило, и происходит приобретение оборудования высокой энергетической эффективности в целях модернизации зданий и коммунальной инфраструктуры.
Реализация данных мер на территории города Москвы, который является одним из наиболее крупных потребителей энергетических ресурсов среди субъектов Российской Федерации, определено в качестве приоритета городской государственной политики. Повышению энергетической эффективности экономики и социальной сферы города Москвы должна способствовать поддержка, которая оказывается органам исполнительной власти города Москвы со стороны международных организаций.
Город Москва выбран в качестве пилотного региона для внедрения маркировки энергетической эффективности [2], в том числе в рамках реализации Проекта МИНОБРНАУКИ РОССИИ/ПРООН/ГЭФ «СТАНДАРТЫ И МАРКИРОВКА ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Основное внимание в Проекте уделено инженерному оборудованию зданий, включая водяные насосы, промышленные кондиционеры, холодильные установки для центральных систем кондиционирования, и бытовым электроприборам, в том числе холодильникам, морозильникам, стиральным машинам.
Являясь одним из субъектов Российской Федерации, город Москва обладает возможностями проведения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах полномочий, определенных в федеральном законодательстве [3]. При этом установление требований по обеспечению энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд в том числе с учетом маркировки энергетической эффективности приобретаемых товаров в соответствии со ст.6 Закона № 261-ФЗ отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, и не входят в сферу компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) законодательство о техническом регулировании состоит только из актов федерального законодательства. Утверждение технических регламентов и документов в области стандартизации в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности также не входит в полномочия органов государственной власти города Москвы.
Общие положения, посвященные требованиям энергетической эффективности товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных или муниципальных нужд определены в ст. 26 Закона № 261-ФЗ. При этом на Правительство Российской Федерации возложено определение правил установления требований и первоочередных требований. Сами требования устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, которым является Министерство экономического развития Российской Федерации.
На сегодняшний день приняты:

  • требования энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений;
  • требования энергетической эффективности в отношении товаров, для которых определены классы энергетической эффективности.

Так, установлено, что приборы учета электроэнергии должны быть классом точности не менее 0,5. При закупке осветительных устройств в количестве более 500 шт., количество светодиодных ламп должно составлять не менее 5 %. При этом с 1 января 2012 г. поставляемые для государственных и муниципальных нужд товары, в отношении которых утверждены классы энергетической эффективности, должны иметь класс не ниже класса «A». За нарушение установленных требований предусмотрена административная ответственность в размере до 30 тыс. рублей для должностных лиц и 100 тыс. рублей для юридических лиц.
Практика реализации данных требований только формируется. Однако уже выявлены некоторые проблемы с их реализацией, в том числе:

  • не сбалансированы требования о запрете ламп накаливания в сфере государственных и муниципальных закупок, отсутствуют необходимые исключения из данного требования, в частности для взрывоопасных и пожароопасных систем, систем постоянного тока;
  • требования энергетической эффективности в отношении товаров, для которых определены классы энергетической эффективности, не отвечают объективным характеристикам оборудования, имеющегося на рынке, и потребностям заказчиков, класс «А» не всегда возможно обеспечить;
  • не установлены требования энергетической эффективности работ и услуг, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов и некоторые другие требования, которые должны были быть утверждены еще в прошлом году;
  • оценка и сопоставление заявок участников конкурса осуществляется по жесткой системе критериев, в которой критерии энергетической эффективности и стоимости жизненного цикла продукции отсутствуют;
  • требования энергетической эффективности формально не распространяются на государственные и муниципальные учреждения, это техническое упущение законодателя; по нашему мнению эти требования кроме бюджетного сектора также целесообразно распространить на естественные монополии и регулируемые организации
  • отсутствует система мониторинга и контроля размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в отношении которых установлены требования энергетической эффективности.

В настоящее время в России происходит реформирование системы государственных и муниципальных закупок. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен и принят в первом чтении проект федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», в рамках реализации которого эти проблемы, возможно, будут решены.
Однако наличие проработанных нормативных правовых актов федерального уровня не всегда является достаточным условием для эффективного развития соответствующей сферы общественных отношений на уровне субъектов Российской Федерации. При этом город Москва обладает определенными полномочиями, которые могут способствовать обеспечению энергетической эффективности при размещении заказов для нужд города Москвы на основе стандартов и маркировки энергетической эффективности. Данные полномочия затрагивают не только вопросы создания условий для эффективного применения актов федерального законодательства, но и вопросы развития регионального законодательства.
Например, в соответствии с ч.2 ст.9 и ч.2. ст.16 Закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут выступать разработчиками технических регламентов и национальных стандартов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности оборудования. Данные акты технического регулирования могут использоваться при определении спецификаций оборудования, приобретаемого для нужд города Москвы. Актами органов государственной власти города Москвы также могут быть утверждены рекомендации в отношении повышения энергетической эффективности инженерного оборудования зданий и бытовых электроприборов, закупаемых для нужд города Москвы, а также применения маркировки энергетической эффективности, не имеющие обязательного характера.
Кроме того, органами исполнительной власти города Москвы, обладающими правами юридических лиц, в соответствии с ч.2 ст.21 Закона № 184-ФЗ может быть создана система добровольной сертификации. Примером такой системы, в частности является Московская система добровольной сертификации «Энергоэффективная бытовая техника», созданная Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы. При этом лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации.
Согласно ст. 7 Закона № 261-ФЗ в состав полномочий органов государственной власти города Москвы входит координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями города Москвы. В рамках данных полномочий, в частности, могут быть разработаны рекомендации по энергетической эффективности оборудования, приобретаемого соответствующими организациями. При этом указанные рекомендации могут быть равным образом распространены и на другие организации с участием города Москвы.
Важной составляющей полномочий города Москвы, предусмотренных в ст.7 Закона № 261-ФЗ, также являются:

  • разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • информационное обеспечение на территории города Москвы мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных региональной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Таким образом, город Москва обладает достаточными полномочиями для обеспечения энергетической эффективности при размещении заказов для нужд города Москвы. Данные полномочия могут быть, в частности, реализованы по следующим направлениям:

  • разработка рекомендаций в отношении энергетических характеристик инженерного оборудования зданий и бытовых электроприборов, приобретаемых для нужд города Москвы и нужд организаций с участием города Москвы;
  • участие в разработке актов технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и их использование при определении спецификаций приобретаемого оборудования;
  • включение в государственную программу города Москвы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности мероприятий, направленных на приобретение инженерного оборудования зданий и бытовых электроприборов высоких классов энергетической эффективности для нужд города Москвы;
  • осуществление пропаганды и популяризации стандартов и маркировки энергетической эффективности как основы для приобретения оборудования высокой энергетической эффективности;
  • содействие разработке добровольных систем сертификации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и применения добровольной маркировки энергетической эффективности.

Следует также отметить меру государственной поддержки, которая еще до разработки и вступления в силу Закона № 261-ФЗ была отмечена РЭК Москвы, связанная с возможностью разработки пакета типовых проектов стандартов организаций в области энергоэффективности, рекомендуемых хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на территории города Москвы [4].
На основе проведенного анализа федерального законодательства и законодательства города Москвы в рамках Проекта МИНОБРНАУКИ РОССИИ/ПРООН/ГЭФ «СТАНДАРТЫ И МАРКИРОВКА ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» были подготовлены предложения по развитию нормативно-методического обеспечения города Москвы в области обеспечения энергетической эффективности при размещении заказов для нужд города Москвы на основе стандартов и маркировки энергетической эффективности. В частности, были разработаны проекты:

  • закона города Москвы «О внесении изменений в отдельные законодательные акты города Москвы» (в части стимулирования внедрения стандартов и маркировки энергетической эффективности на территории города Москвы)
  • положения о повышении энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и инженерного оборудования зданий (обязательные требования для органов исполнительной власти города Москвы и рекомендации для остальных участников гражданского оборота)
  • изменений в отдельные акты Правительства г. Москвы, направленные на совершенствование полномочий органов исполнительной власти города Москвы и стимулирование внедрения стандартов и маркировки энергетической эффективности на территории города Москвы
  • рекомендаций по размещению заказов на инженерное оборудование зданий и бытовое энергопотребляющее оборудование с учетом их энергетической эффективности.

Внедрение результатов, полученных в ходе реализации Проекта, позволит создать необходимые условия для обеспечения энергетической эффективности при размещении заказов для нужд города Москвы и распространения стандартов и маркировки энергетической эффективности на территории города Москвы. Разработанные проекты нормативных правовых актов могут быть использованы в качестве модельных решений для их внедрения на территории других субъектов Российской Федерации.

Литература

1. Туликов А.В. Законодательство в области обеспечения энергоэффективности государственных, муниципальных и корпоративных закупок // Москва.: ООО «Издательство ИнформЭлектро». Энергоаудит. 2012. № 2-3.
2. Филатов Н.В. Москва – пилотный регион при внедрении стандартов маркировки энергоэффективности оборудования // Москва.: ООО ИИП «АВОК-ПРЕСС». Энергосбережение. 2009. № 1.
3. Задирако И.Н., Туликов А.В. Региональные и местные особенности реализации нового федерального законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности // Энергоэффективность и энергосбережение в Ставропольском крае / под научн. Ред. В.П. Ермакова; Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса. – К.: Альфа-ком, 2009. 179 с.
4. Яковлев М.Е. Реализация положений закона «Об энергосбережении в г. Москве» - следующий этап развития энергоэффективности // Москва.: ООО ИИП «АВОК-ПРЕСС». Энергосбережение. 2007. № 1.