×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Система тарифообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства

Аннотация

Т.А. Макареня, С.В. Сташ

Дата поступления статьи: 09.09.2013

В условиях неэффективного ценообразования на рынке жилищно-коммунальных услуг необходима разработка такой системы управления, которая бы позволила усовершенствовать систему тарифной политики, при сохранении надежности и качества снабжения потребителями услугами предприятий коммунального комплекса, а так же и сохранить баланс между интересами потребителя и компаниями коммунального комплекса. В связи с этим в статье рассматривается схема определения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, проанализированы изменения в порядке определения платы за коммунальные услуги. На основании проведенного анализа определены причины и положительные результаты внедрения механизма клиентоориентированного управления, в котором, в качестве единого информационного ресурса жилищно-коммунального хозяйства, представлена государственная информационная система.

Ключевые слова: тариф, регулирование, жилищно-коммунальные услуги, плата за услуги, клиентоориентированное управление, государственная информационная система

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

На современном этапе функционирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) можно охарактеризовать как кризисное. Это обусловлено высокой затратностью,дотационностью отрасли, а так же отсутствием экономических стимулов для снижения издержек на производство и реализацию коммунальных услуг, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий.
Жилищно-коммунальное хозяйство сейчас является отраслью, где безвозвратно теряется значительная часть остродефицитных ресурсов – электроэнергии, тепла, газа, воды [1].
Как следствие такое состояние не гарантирует качество предоставляемых услуг и в конечном итоге ведет только к увеличению цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства для населения.
В настоящее время для обеспечения населения качественными услугами организаций коммунального хозяйства применяются следующие способы государственного тарифного регулирования:

  1. Федеральной службой по тарифам (далее ФСТ) ежегодно устанавливаются ценовые ограничения в виде предельных уровней цен на все виды коммунальных услуг, которые предоставляются предприятиями-монополистами.
  2. Для группы потребителей, у которых отсутствует возможность полного удовлетворения запросов на услуги, устанавливается минимальный уровень их обеспечения данными видами услуг.
  3. За счет средств государственного бюджета происходит разграничение цен и тарифов на услуги, либо действует система перекрестного субсидирования для определенных категорий потребителей.

Отношения между потребителями и поставщиками услуг регулируются радом нормативно-правовых документов, основными среди которых являются: ФЗ-147 от 17.08.95 г. «О естественных монополиях»;ФЗ-41 от 14.04.95 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»;ФЗ-69 от 14.04.95 г. «О газоснабжении в Российской Федерации»;ФЗ-135 от 6.07.06 г. «О защите конкуренции».
Так органы исполнительной власти субъектов РФ регулируют тарифы на электрическую и тепловую энергию согласно приказам ФСТ о предельных уровнях цен.В составлении соответствующих приказов, ФСТ руководствуется предельными значениями макроэкономических параметров, которые определяются на основе прогнозного сценария социально-экономического развития страны.
Для анализа изменения индекса тарифов были выбраны субъекты Южного федерально округа. Изменения предельных уровней цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства в Южном федеральном округе (далее ЮФО) в 2012 и 2013 гг. представлены на рис. 1, 2, 3, 4.



Рис. 1 Предельные индексы изменения установленныхтарифов в сфере водоснабжения, водоотведенияи очистки сточных вод в 2012-2013 гг. в ЮФО (в %) [2]


Данные на рис. 1 показывают, что тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения в 2012 году повысились на 12 %. В текущем 2013 году, согласно приказам федеральной службы по тарифам предполагается, что произойдёт рост тарифов с 1 июля на услуги водоснабжения и водоотведения – на 10%.
В настоящее время система формирования тарифов на предприятиях водоснабжения и водоотведения строится на плановой себестоимости и норме прибыли. Плановая себестоимость складывается из затрат на электроэнергию, материалы, амортизацию, ремонт и техническое обслуживание, заработную плату, а так же исходя из уровня организации производства и труда и уровня развития техники. При определении нормативов потребления компании руководствуются данными об объеме потребления коммунальных ресурсов, полученных с использованием общедомовых приборов учета. Помимо учета ежедневной нормы потребления воды на человека, в этот тариф закладываются расходы на эксплуатацию и обслуживание коммуникаций [3].
Немаловажной проблемой данного вида услуг является эффект от регулирования производительности и эффективности водного сектора. Вообще, водный сектор подвержен значительному экологическому, плановому, социальному и экономическому регулированию.Регулирование охватывает разнообразные проблемы,такие как здравоохранение (например, стандарты качества питьевой воды), ценообразование (например, нормы прибыли и стимулирующие механизмы) и экологическое состояние рек и океанов. Иногда правительства возлагают ответственность за регулирование государственных компаний на самих себя, либо они возлагают эти обязанности на органы местного самоуправления. В некоторых случаях ответственность за регулирование отделена от этих органов для осуществления коммерческой деятельности в водном секторе [4].
 

Рис. 2 Предельные индексы изменения установленных тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в 2012-2013 гг. в ЮФО (в руб.)[2]

Тарифы на электрическую энергию повысились на 10 % с 1 июля с 2012 году, в текущем 2013 году планируется повышение тарифов на 12,2 % (рис. 2).
Согласно политике установленной в Российской Федерации рынок электроэнергии должен быть либерализован. В связи с этим с 2007 года (дважды в год) происходило увеличение доли электроэнергии, реализуемой по свободной цене.
В 2011 году либерализация рынка электроэнергии полностью была завершена. И хотя государство продолжает регулировать тарифы на поставляемую электроэнергию для населения, цену на нее определяет спрос и предложение. Регулирование тарифов со стороны государства играет важную роль для поддержания макроэкономической стабильности и конкурентоспособности экономики. При этом территориальный аспект установления цен на электроэнергию, является самым противоречивым и сложным вопросом в эффективном ценообразовании. Принципы, в соответствии с которыми устанавливается цена каждого узла системы, являются наиболее приемлемым ориентиром, потому что они оценивают электроэнергию на основании местоположения, генерации и распределения.
Единственной определяющей характеристикой рынка электроэнергии является физическое требование, что производство и потребление электроэнергии должно быть в балансе всегда и везде в энергосистеме. На регулируемых рынках вертикально интегрированные органы поддерживают баланс системы за счет оптимизации отправки и передачи. На либерализованном рынке электроэнергии, из-за структурного разделения между производством и передачей, операторы системы обеспечивают краткосрочную балансировку рынка, за счет использования резервных мощностей. В связи с продолжающимся вмешательством оператора системы в распределение ресурсов, либерализованные рынки электроэнергии лучше всего охарактеризовать как рынки с управляемой конкуренцией [5].
Механизм эффективного ценообразования на основе затрат создается посредством регулирования и проектирования рынка. Поэтому цена электроэнергии играет решающую роль в создании механизма принятия эффективных решений в отношении деятельности либерализованных рынков и инвестиций в эти рынки. С помощью разработки модели рынка электроэнергии и ее реализации правительством, независимыми регулирующими органами и независимыми системными операторами можно устанавливать цены, отражающие реальные затраты, посредством механизмов, включающих составляющие времени, объема и местоположения. Либерализованные рынки электроэнергии создают механизм, который может предоставить потребителю свободу выбора, а так же право реализовать выгоды от активного реагирования на изменения цен и более эффективно потреблять электроэнергию.
Существующая конкуренция в сфере услуг движет фирмами в направлении усиления собственных позиций борьбе за потребителями услуг. Например, фирмы-поставщики услуг стремятся сократить накладные расходы, обеспечить лучший набор и обучение персонала, предлагают заключение более выгодных контрактов и т.д.[6].
 

Рис. 3. Предельные индексы изменения установленных тарифов на тепловую энергию в 2012-2013 гг. в ЮФО (в %) [2]

Кризисное состояние предприятий теплоснабжения, говорит о важности реализации инвестиционных программ, направленных на обновление  отрасли и на создание новой инженерной инфраструктуры,а так же на улучшения качества оказываемых услуг. Все эти факторы влияют на повышение тарифов на тепловую энергию. Параметры роста тарифов, связанные с производством, передачей и распределением тепловой энергии определены с учетом роста затрат на топливо (пригодный газ) и на электрическую энергию в регулируемом секторе оптового рынка. Согласно ФЗ-185 от 21.07.07 г. «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» с 2010 года происходит ликвидация субсидий  предприятиям коммунального хозяйства. Происходит сокращение финансовой помощи на содержание объектов, используемых в сфере теплоснабжения.
В 2012 году тарифы на тепловую энергию повысились на 12 %. В текущем 2013 году планируется повышение тарифов на тепловую энергию на 10,5 % (рис. 3).
Что касается ограничения роста на тарифы, то такая практика будет стимулировать субъекты естественных монополий к сдерживанию роста издержек. Хотя такие ограничения не способствуют увеличению рентабельности теплоснабжающих организаций и тогда возникают «выпадающие доходы» (Выпадающие доходы возникают, когда цена на услуги больше, чем установленный тариф. Так, выпадающие услуги в сфере теплоснабжения, появляются из-за роста цен на мазут и уголь).
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что необходимо осуществлять переход на долгосрочные тарифы, что в свою очередь позволит стимулировать энергосбережение и позволит увеличить приток частных инвестиций в отрасль теплоснабжения.
 

Рис 4. Оптовые цены на газ, предназначенные для последующей реализации населению в 2012 и 2013 гг. в ЮФО (в руб.)[2]

Увеличение цен на газ определяется согласно необходимости сокращения разрыва между доходностью поставок газа на внешние и внутренние рынки, и покрытия экономически обоснованных издержек на добычу и транспортировку, а так же сохранения минимального объема инвестиций.
В целом в 2012 году с 1 июля тарифы на газ повысились – на 15%, и в текущем 2013 году планируется такое же повышение на 15 % (рис 4).
Исходя из вышеуказанных факторов, прирост регулируемых оптовых цен на газ на 2013 г. предполагается в размере 15 % для всех категорий потребителей, кроме населения в регионах, в которых оптовые цены на газ для населения установлены на уровне ниже, чем для прочих категорий потребителей.
Параметры изменения регулируемых оптовых цен на газ определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные регулируемые оптовые цены на газ, дифференцированные по ценовым поясам с учетом удаленности потребителей от регионов добычи газа и категорий потребителей, утверждаются Федеральной службой по тарифам. Розничные цены на газ для населения устанавливаются администрациями субъектов Российской Федерации.
Анализ динамики индексов тарифов на услуги ЖКХ позволяет сделать вывод о том, что в декабре 2012 года по отношению к декабрю 2011 года услуги ЖКХ подорожали на 9,4%, а в среднем увеличение тарифов в 2012 году составило 4,8%. Это несколько ниже уровня инфляции, которая составила 6,6%. В текущем 2013 году предполагается, что произойдёт рост тарифов с 1 июля на 12%, в том числе на тепловую энергию и на электроэнергию – на 10,5–12,2%, на водоснабжение и водоотведение – на 10%, на электроэнергию и газ – на 15% [7].
В последние годы рост тарифов идет быстрыми темпами. Это обусловлено объективными причинами, в том числе завершением либерализации оптового рынка электроэнергии, ростом цен на газ и ростом потребности производящих компаний в инвестиционных ресурсах, для поддержания собственного развития и реконструкции мощностей.
Основной задачей тарифной политики на современном этапе экономического развития должно стать ограничение темпов роста тарифов субъектов естественных монополий, при сохранении надежности и качества снабжения потребителей услугами предприятий коммунального комплекса.
Регулирование тарифов организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Формирование тарифов производится в соответствии с «Основами ценообразования» в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»[8].
Основной причиной регулирования уровня тарифов на услуги коммунального комплекса является необходимость соблюдения баланса между интересами потребителя и компаний коммунального комплекса. Интересы потребителя не должны быть нарушены монополистической эксплуатацией, а интересы компаний коммунального комплекса должны учитываться регулирующими органами власти.
Обязанности органов регулирования не ограничиваются только установлением дохода предприятия-монополиста. Необходимо определить какими должны быть тарифы покупателей в зависимости от времени потребления услуг, места и типа покупателя.
Таким образом, эффективным способом определения тарифа на услуги жилищно-коммунального хозяйства является затратный метод расчета цены, который представляет собой планирование необходимых затраты на производство и реализацию услуг. Существующий административный подход к определению затрат, характеризуется монополизмом и закрытостью в определении общественно необходимых затрат, поскольку элементы снижения затрат отсутствуют. Более того, при таком подходе совершенно отсутствует учет интересов потребителей, а интересы производителя не могут служить примером компетентного подхода в решении соответствия и соотношения уровня стоимости и уровня цен на услуги.
Управление затратами следует рассматривать как процесс, результатом которого является формирование и принятие управленческих решений на основе распределения затрат и исчисления себестоимости услуг.Анализ затрат помогает выявить их эффективность, установить не являются ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно рассчитать цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства[9].
Естественно, что при установлении федеральных стандартов предельной стоимости ЖКУ не учитываются особенности конкурентного муниципального образования, в том числе вид жилищного фонда, уровень его износа, уровень комфортабельности, уровень дохода, структура населения, уровень занятости, уровень социально-экономического развития. Поэтому целесообразно устанавливать региональные стандарты предельной стоимости, учитывающие вышеперечисленные факторы. Трудность в данном случае будет заключаться в учете всех вышеуказанных факторов и федеральных стандартов при разработке региональных стандартов предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг (далее ЖКУ)[10].
В российской Федерации Правительством устанавливаются Правила представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах (далее Правила). Необходимо учитывать, что система расчета размера платы за коммунальные услуги варьируется в зависимости от наличия оборудования многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета, а также наличия такого оборудования в отдельных или всех помещениях многоквартирного дома.
С 1 сентября 2012 года вступило в силу новое правило предоставления коммунальных услуг. Постановление №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений»[11].
В данном постановлении представлена методика расчета платы за предоставленные коммунальные услуги. Согласно новым установленным Правилам теперь потребитель платит раздельно за услуги, которые ему предоставляют в жилом помещении и в процессе использования общедомового имущества.
Ранее стоимость за пользование общедомовым имуществом была учтена в общем нормативе потребления. Это в свою очередь не стимулировало население к эффективному энергопотреблению и к установке приборов учета.
Изменение механизма расчет платы за коммунальные услуги вызывает ряд сложных моментов. Так, согласно новым правилам, расчет платы теперь включает две составляющие – плату за внутриквартирное потребление и пату за общедомовые нужды.
Специалистами по проблемам управления финансами в организациях ЖКХ, был проведен сравнительный анализ порядка расчета платы за каждые предоставляемые коммунальные услуги и были прокомментированы проблемы, возникающие при данных расчетах[12].
Например, при определении платы за отопление при отсутствии общедомовых и индивидуальных приборов учета используется такой показатель, как общая площадь помещения, входящего в состав общего имущества. При этом определение этой площади может вызвать серьезные проблемы для исполнителя коммунальных услуг, так как ни правила представление коммунальных услуг, ни правила установления и определения нормативов потребления[13] не содержат информации о том, какие помещения входящие в состав общего имущества, учитываются при определении нормативов потребления и расчете платы за коммунальные услуги, а так же механизма определения площади этих помещений.
Использование показателя количества постоянно проживающих и временно проживающих при расчете платы на услуги холодного, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения так же вызывает трудности при расчете. Новыми Правилами теперь не используется понятие «зарегистрированные граждане», а приведены две категории потребителей: постоянно и временно проживающие. Порядок определения количества временно проживающих, носит заявительный характер, что увеличивает возможность злоупотреблений таким «статусом» со стороны граждан. А новые правила не содержат запретов на расчет платы по фактическому числу проживающих граждан.
Что касается порядка определение платы за услуги газоснабжения в условиях отсутствия приборов учета, то норматив потребление на общедомовые нужды принимается равным 0, соответственно плата начисляться не будет.
Среди проблем порядка расчета платы за каждые предоставляемые коммунальные услуги можно выделить сложность определения общей площади всех помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества.
Предоставляемые услуги отопления являются исключением из правил, так как при определении платы используется показания общедомовых приборов учета (при расчете платы по холодному, горячему водоснабжению, газоснабжению и электроснабжению используется норматив потребления внутри жилого помещения). При таком раскладе используется показатель общей площади всех помещений, который включает в себя площадь жилых и нежилых помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Проанализированные данные доказывают серьезность изменений в порядке определения платы за коммунальные услуги. Если раньше размер платы был производной от величины потребления, согласно показаниям общедомовых приборов учета, то сейчас объем потребления по такому прибору учета не оказывает влияния на размер платежа за коммунальные услуги внутри жилого помещения. Плата определяется исходя их нормативов потребления.
Новые Правила предусматривают общий порядок определения платы за коммунальные услуги при наличии индивидуальных приборов учета. Это позволяет потребителям влиять на размер платежа за коммунальные услуги, увеличивая или уменьшая объем. Использование показаний приборов учета в расчетах является дополнительным стимулом для их установления, что в свою очередь приводит к более глобальному положительному эффекту, к повышению энергетической эффективности.
Еще одним положительным моментом является порядок определения платы за отопление на общедомовые нужды, так как новый метод определения платы является стимулом к установке общедомовых приборов учета для управляющих компаний и ресурсосберегающих организаций.
С целью стимулирования установки приборов для учета коммунальных ресурсов с 01.01.2015 года поэтапно будут применяться повышаемые коэффициенты платы на коммунальные услуги.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.04.2013 г. № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг» нормативы потребления будут определяться с учетом повышающего коэффициента.
Такой подход позволит сократить количество потребителей, у которых отсутствуют индивидуальные приборы учета, а новые правила определения платы стимулируют установку общедомовых приборов учета управляющими компаниями.
Существующая система тарифообразования не учитывает многих факторов связанных с уровнем комфортабельности жилья, доходами населения, занятостью, уровнем износа инфраструктуры и т.д.Клиентоориентированный подход в управлении поможет достичь наилучших результатов, разработать план действий и проделать ряд шагов на уроне государства, региона, муниципалитета и компании в отношении конкретного потребителя жилищно-коммунальных услуг[10].Система клиентоориентированности предполагает индивидуальное обслуживание клиента, высокую степень реагирования при решении проблем клиента, а так же четкое понимание и удовлетворение потребностей клиентов.Важность клиентоориентированного подхода определена процедурой обеспечения координации деятельности всех управляющих компаний в предоставлении клиентам услуг гарантированного качества, а так же рациональное использование потребляемых клиентами ресурсов.
Основными принципами клиентоориентированного управления являются:
- политика удержания клиентов;
- индивидуальное взаимодействие с клиентами для учета персональных особенностей;
- сотрудничество между компаниями и клиентами.
Функции клиентоориентированного управления:

  1. Объединение подразделений управляющих компаний для обеспечения наполнения клиентской базы.
  2. Разработка стратегии управления (индивидуальные предложения, сегментация клиентов).
  3. Реализация сформированной стратегии (исполнение, контроль, оценка эффективности)
  4. Создание клиентоориентированной культуры (обучение и мотивация персонала компании).

Клиентоориентированный подход обеспечивает связь компаний с клиентами, что позволит учитывать внешние факторы влияния на тарифообразование услуг для населения и особенности конкретного муниципального образования.
В процессеклиентоориентированного управления система предоставления жилищно-коммунальных услуг включает контроль за системой ценообразования и взаимодействия хозяйствующих субъектов.
Существующие трудности в учете стандартов тарифообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства можно преодолеть благодаря внедрению государственной информационной системы, предлагаемой Федеральным законом, вступающим в силу с 01 июня 2013 г.Создаваемая информационная система (далее ГИС) должна стать информационной системой нового поколения, позволяющей обеспечить полноту, достоверность и актуальность информации о состоянии дел в ЖКХ, необходимой для выполнения всех принципов клиентоориентированного управления.Государственная информационная система даст возможность жильцам обратиться с проблемами, направить заявки на выполнение работ или жалобы.При помощи ГИС можно будет получить информацию о поставщиках коммунальных услуг, показаниях индивидуальных и общедомовых приборов учета и др.Внедрение ГИС позволит создать единый информационных ресурс жилищно-коммунального хозяйства, для эффективной организации на территории всей России электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения.
Существующая в настоящее время система RAB (RegulatoryAssetBase‑ регулируемая база инвестированного капитала) (далее RAB)применяется для повышения качества стратегического планирования деятельности организаций и стимулирования привлечения инвестиций.
Система RABнацелена на снижение издержек генерирующих компаний она предполагает, что полученная экономия от снижения издержек станем не регулятором для последующих периодов. А будет использована компаниями на собственное развитие в течение следующих пяти лет.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 19.01.2010 г. № 30-р территориальные сетевые энергоснабжающие предприятия должны перейти на RAB-регулирование.
Несмотря на всю привлекательность применения данного метода в мировой практике, в условиях российской действительности и специфик законотворчества, данная методика претерпевает значительные изменения, не дающие эффективно ее использовать, а скорее создающая негативные предпосылки для взаимодействия власти с региональными естественными монополиями [14].
Электроэнергия по своей сути является непростым товаром. Она фактически не может храниться, если потребители хотят, чтобы энергоснабжение было своевременным, стабильным и надежным для оказания необходимых услуг. Кроме того, колебания энергопотребления происходят каждую минуту и каждый час, а условия для ее генерации могут меняться в очень короткие сроки.
RAB-регулирование также предполагает привязку выручки компании к показателям надежности электроснабжения и качества обслуживания потребителей. Ситуация, когда плата за услугу начинает зависеть от обратной связи, от качества и надежности предоставления этой услуги, говорит о начале модернизации системы государственного регулирования тарифов.
С внедрением RAB также меняется основной источник инвестиций для развития сетей. Переход на новый метод регулирования предполагает сокращение платы за присоединение и перенос инвестиционной нагрузки в тариф на передачу при достаточно умеренных темпах его роста. Это позволит сократить плату за присоединение к сетям для новых потребителей до стоимости строительства линии от существующей сети до энергопринимающего устройства заявителя[15].
Необходимо отметить, что уже есть намерение относительно перевода на RAB жилищно-коммунального комплекса: теплоснабжения и водоснабжения и газоснабжения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вследствие изменения механизма расчета платы за жилищно-коммунальные услуги потребители сталкиваются с негативными и спорными моментами, касательно определения платы, что говорит о необходимости внесения ряда поправок со стороны государственных органов. А именно внесение уточнений, содержащих информацию о том, какие помещения входящие в состав общего имущества, учитываются при определении нормативов потреблении и расчеты за коммунальные услуги и как определить площадь этих помещений.
Применение метода RAB является одним из направлений сдерживания роста тарифов, так как подразумевает под собой привлечение инвестиций в коммунальную отрасль. Но реализация проекта затруднена, тем что в существующей системе установления платы за услуги не применяются долгосрочные тарифы. Применение системы долгосрочного тарифообразования позволит повысить привлекательность отрасли для инвестирования, что в свою очередь приведет к расширению и модернизации коммунальной инфраструктуры.
Применение клиентоориентированой системы управления позволит улучшить отношения между индивидуальными потребителя услуг коммунального комплекса и управляющими компаниями. Такая система предполагает индивидуализацию обслуживания клиентов и предоставление им услуг гарантированного качества. Возможность формирования индивидуальных предложений для клиентов с учетом их сегментации, в рамках клиентоориентированного управления, позволит реализовать сформированные стратегии управления, достигнуть их исполнения и в дальнейшем оценить эффективность управления.
Предлагаемая государственная информационная система ЖКХ позволит преодолеть трудности в учете формирования тарифов на рассматриваемые услуги. Такая система предполагает возможность обратной связи с управляющими компаниями, где клиенты смогут решать проблемы, возникающие на этапе потребления жилищно-коммунальных услуг. Единый информационный ресурс станет системой нового поколения, обеспечивающей полноту, достоверность и актуальность информации о состоянии дел в жилищно-коммунальном комплексе.

Данная статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 13-32-01218 «Организационно-экономический механизм модернизации функционирования предприятий ЖКХ на муниципальном уровне».

Литература:

  1. Савин К.Н.Инструментарии и процессы технологического перевооружения жилищно-коммунального хозяйства [Текст] // Современные проблемы науки и образования, 2011. № 4. С. 1-8.
  2. Приказы Федеральной службы по тарифам № 333-э/2 от 09.12.2011 г., № 240-э/5 от 12.10.2011 г., № 241-э/6 от 06.10.2011 г., № 248-э/1 от 18.10.2011 г.; № 273-э/1 от 27.11.2012 г., № 230-э/3 от 09.10.2012 г., №231-э/4 от 09.10.2012 г., №250-э/2 от 25.10.2012 г.
  3. Каплина М.С. Роль ценообразования в построении системы управленческого учета текущей деятельности на предприятиях водоснабжения и водоотведения [Текст] // Terraeconomicus, 2010. – №4. С. 73-76.
  4. Abbott M., Cohen B. Productivity and efficiency in water industry. UtilitiesPolicy 17 (2009), 233-244.
  5. Tangeras P.T. Designing electricity auctions: Introduction and overview. Utilities Policy 18 (2010), 163-164.
  6. Бондаренко Л.В. Теоретические аспекты формирования конкурентной среды в сфере услуг // Электронный научный журнал «Инженерный вестник Дона» №1, 2011 г. Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2011/385
  7. Выступление Главы Минрегиона России И.Н. Слюняева на заседании Правительства РФ 10.01.2013 г. с докладом об изменении тарифов ЖКХ // Официальный сайт Минрегионразвития РФ. Режим доступа: http://www.minregion.ru/press_office/terms/2413.html (доступ свободный) Загл. с экрана. – Яз. рус.
  8. Понизов В. Государственное регулирование цен тарифов на продукцию, работы и услуги субъектов естественных монополий [Текст] // Социальная политика и социальное партнерство, 2010. № 9. С. 15-22.
  9. Жалтырова О. Методологические основы управления затратами [Текст] // Проблемы теории и практики управления, 2013. № 4. С. 129-132.
  10. Макареня Т.А. Обоснование системы макрорегулирования современной сферы жилищно-коммунальных услуг [Текст] // Монография / Т.А. Макареня. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2008. 188 с.
  11. Постановление правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=150095(доступ свободный) Загл. с экрана. – Яз. рус.
  12. Комментарии специалистов. Ключевые проблемы платы за коммунальные услуги [Текст] // Финансы и учет в ЖКХ, 2012. № 7. С. 21-29.
  13. Постановление правительства РФ от 28.03.2012 г. № 258 «О внесении изменений в правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=128099 (доступ свободный) Загл. с экрана. – Яз. рус.
  14. Лебедев Ю.Ю. Методы тарифного регулирования в сфере электроэнергетических естественных монополий (критический анализ) Электронный научный журнал «Инженерный вестник Дона» № 1, 2012 г. Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2012/641
  15. Решения регулирующих органов влекут за собой мгновенную реакцию рынка //BusinessGuide (Электрические сети) № 224 (4041). Режим доступа:http://www.kommersant.ru/doc/1080914 (доступ свободный) Загл. с экрана. – Яз. рус.