×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Формирование системы индикаторов устойчивого развития муниципальных территорий

Аннотация

Шевченко О.Ю.

Основой для создания эффективной системы принятия решений на муниципальном уровне необходимо разработать показатели устойчивого развития. Система муниципальных индикаторов устойчивого развития позволяет оценить устойчивость развития тер­ритории, результаты реализации существующих областных целевых программ, своевременно вы­явить назревающие проблемы, скорректировать планы социально-экономического развития ре­гиона.

Ключевые слова: устойчивое развитие, муниципалитет, индикатор, эффективность, система

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

В последнее время все чаще можно встретить термин «устойчивое развитие», который был введен в оборот в 1987 году после опубликования доклада Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее». В данном докладе «устойчивое развитие» определяется как развитие, при котором нынешние поколение удовлетворяет свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды.

Следствием внимания к данной проблеме явилось появление специальной программы «Устойчивого развития городов», поддерживаемой ООН. По мнению мирового, сообщества устойчивым, является развитие города, которое обеспечивает его населению высокое качество жизни, при сохранении природной среды и балансе экономической и общественной жизни.

В целях создания надежной основы для процесса принятия решений на всех уровнях и содействия облегчению саморегулируемой устойчивости комплексных экологических систем и систем развития необходимо разработать показатели устойчивого развития.

Рассмотрение социальных, экономических и экологических параметров в едином комплексе стало уже общепризнанным. Индикаторы устойчивого развития должны отражать эти три важнейшие составляющие взаимодействия природы и общества [2].

С начала 90-х годов наблюдается бум в программах по разработке индикаторов устойчивого развития. Толчком для формирования индикаторов явилась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, где было отмечено, что «необходимо разработать индикаторы устойчивого развития, чтобы обеспечить твердые основы для принятия решений на всех уровнях и способствовать саморегулированию устойчивости объединенных экологических и развивающихся систем» [3].

Официальные системы индикаторов устойчивого развития имеют фактически все крупнейшие международные организации (ООН, Всемирный Банк, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейское сообщество и др.), а также ряд развитых стран.

В России существует ряд законодательных актов регламентирующих индикаторы уровня социально-экономического развития региона. В частности, в 2007 году в целях реализации Указа Президента России от 28 июня 2007 года «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», а также норм закона о разграничении полномочий между федеральной и региональной уровнями власти была разработана система показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эта система включает в себя 43 основных и 39 дополнительных индикаторов по основным

сферам, характеризующим уровень социально-экономического развития региона. В этом же году Министерством экономики и торговли был подготовлен список «Показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации», содержащий более 130 индикаторов [1].

Однако в вышеприведенных документах представление экологических индикаторов минимально.

Несмотря на практически отсутствие законодательной базы по указанному вопросу, можно выделить целый ряд российских проектов, посвященных индикаторам устойчивого развития:

  1. Проекты Всемирного Банка и Минэкономразвития по разработке систем индикаторов устойчивого развития для России «Учет экологического фактора в системе индикаторов социально-экономического развития» (2001).

  2. Доклад «Национальная оценка прогресса при переходе Российской Федерации к устойчивому развитию» (2002), который содержит большое количество индикаторов устойчивости.

  3. Проект английской фирмы Environmental Resources Management (ERM) «Разработка индикаторов для оценки устойчивости процесса экономических и социальных реформ в Российской Федерации», финансируемый Министерством международного развития Великобритании и осуществляемый под руководством Минэкономразвития России (2001–2003).

Разработка индикаторов устойчивого развития возможна на всех трех уровнях вертикали власти: федеральном, региональном (области, края, автономии и др.) и местном (районы, муниципалитеты, города и др.).

На каждом из уровней должны быть сформированы свои собственные системы индикаторов, обладающие индивидуальными особенностями. Так, к примеру, индикаторы, разработанные на федеральном уровне, не всегда будут одинаково полезными для различных уровней государственной власти. В свою очередь не все региональные индикаторы устойчивого развития могут применяться с одинаковой эффективностью на федеральном или местном уровнях и наоборот.

Индикаторы устойчивого развития муниципальных территорий должны сигнализировать о необходимости действий для решения различных проблемных вопросов, они также могут быть полезны в определении того, какими могут или должны быть изменения.

Можно выделить ряд функций присущих индикаторам устойчивого развития:

  1. Отражение ключевых целей и мероприятий, определенные в рамках региональных программ развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации. Это даст возможность устанавливать ряд целевых показателей для каждого индикатора, обеспечивая, таким образом, более четкое видение и понимание общих целей политики.

  2. Обеспечение оценки и анализа эффективности движения по направлению к достижению целей устойчивого развития. Данная функция предоставляет возможность передачи ответственности за достижение определенных индивидуальных целевых показателей различным ведомствам (например, показателей состояния здоровья или занятости населения) и даже осуществлять (частичную) оценку деятельности определенных элементов структуры государственного управления по достижению определенных целей политики.

  3. Формирование информационной поддержки процессов планирования и принятия решений в муниципалитетах. Индикаторы могут быть использованы в качестве основы для оценки долгосрочной устойчивости политики и программ реализации социально-экономических мероприятий, а также для определения тех дополнительных возможностей для более активного участия отдельных организаций в обеспечении устойчивого развития, которые являются не настолько очевидными, чтобы быть выявленными при первом рассмотрении.

  4. Информирование широкой общественности о ходе реализации стратегий, о темпах движения к устойчивому развитию в четкой и доступной форме.

По нашему мнению система муниципальных индикаторов должна охватывать охватывает все направления устойчивого развития, т.е. экологическое, экономическое, социальное и культурное измерение.

Таблица 1

Муниципальные индикаторы устойчивого развития

Аспект Индикатор Единица измерения
Экономический
ВРП на душу населения тыс. руб./чел.
Энергоемкость ВРП тонн условного топлива/1 тыс. руб.
Индекс физического объема основных фондов %
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, в т.ч. по структуре (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговля) % от ВРП
Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями % от ВРП
Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции %
Объем платных услуг на душу населения тыс. руб./чел
Коэффициент обновления основных фондов %
Социальный
Средний возраст населения лет
Естественный прирост населения чел. на 1000 населения
Ожидаемая продолжительность жизни, в т.ч: мужчин женщин лет
Детская смертность чел. на 1000 родившихся
Уровень общей заболеваемости чел. на 1000 населения
  Уровень преступности  
Социально-экономический Бюджетная обеспеченность тыс. руб./чел
Уровень безработицы: общей регистрируемой % от экономически активного населения
Доля работающих на малых предприятиях к экономически активному населению региона % к экономически активному населению
Реальные располагаемые денежные доходы населения %
Покупательная способность денежных доходов и заработной платы населения раз
Уровень бедности %
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) Индекс
Экологический
Общий объем загрязнений на единицу ВРП тыс. т/млн. руб.
Количество непереработанных отходов производства и потребления тыс. т
Площадь особо охраняемых природных территорий тыс. га
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов тыс. руб.
Природный капитал млн. руб.
Выбросы в атмосферу, всего тыс. т
Сброс загрязненных сточных вод, всего млн. м3
Культурный Уровень обеспеченности учреждениями культурно-досугового типа единиц на 1000 населения
Комплексный Индекс развития человеческого потенциала Индекс

Информационной основой для разработки муниципальных индикаторов устойчивого развития и их последующего использования в процессе принятия решений могут служить 4]:

  • международная, государственная, ведомственная (региональные администрации и их структуры, подразделения федеральных министерств и ведомств и др.) и региональная  статистическая информация;

  • методические разработки как утвержденные, так и находящиеся в стадии подготовки, по учету экологических параметров в документах, определяющих стратегические направления развития отраслей (федеральные и региональные ведомства);

  • научные публикации и разработки в данной сфере исследований.

  При разработке системы муниципальных индикаторов устойчивого развития важной задачей является определение круга целевой аудитории, которой нужны данные индикаторы. К кругу заинтересованных лиц  ним относятся:

  • лица, принимающие решения на региональном и федеральном уровнях, которым будет необходимо иметь общую картину достижений в области обеспечения устойчивого развития;

  • лица, осуществляющие разработку политики, которые должны иметь возможность оценивать достижения по конкретным аспектам и направлениям политики;

  • специалисты/эксперты, которые часто занимаются детальным анализом тех или иных аспектов политики;

  • общественность, которой в большинстве случаев требуется предоставление доступной для понимания информации по индикаторам, позволяющим получить четкое представление о состоянии и ходе процесса обеспечения устойчивого развития;

  • международное сообщество, объектом внимания которого являются основные индикаторы, которые могут быть использованы для сравнительной оценки различных регионов и стран.

  В заключении хотелось бы отметить, что система индикаторов устойчивого развития позволяет оценить устойчивость развития территории, результаты реализации существующих областных целевых программ, своевременно выявить назревающие проблемы, скорректировать планы социально-экономического развития региона. Она может быть использована при выделении приоритетов и разработке областных целевых программ, планов социально-экономического развития муниципальных образований.

Литература:

  1. Бобылев С.Н.  Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение. Пособие по региональной экологической политике. – М.: Акрополь, ЦЭПР, 2007. — 60 с.

  2. Лаптев Н.И. Разработка индикаторов устойчивого развития томской области// Бюллетень Центра экологической политики России  «На пути к устойчивому развитию России», № 29, 2004. - 56 c.

  3. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона. Под ред. В.И. Гурмана, Е.В. Рюминой. – М.: Наука, 2001. – 175 с.

  4. Чешев А.С., Титарева М.Н. Формирование информационного механизма эколого-экономического управления землепользованиями в сфере территориальных образований//Экономика и экология территориальных образований, № 5, 2010. – 147 с.