×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Методы организации малого бизнеса при формировании системы взаимодействия предприятий

Аннотация

Е.А. Томашук

От уровня развития предприятий малого и среднего бизнеса в строительстве жилья в значительной степени зависит себестоимость строительства. Технологическая оснащенность и производственная мощность этих предприятий не в полной мере отвечает запросам строителей. Многие предприятия испытывают острую нехватку, как оборотных средств, так и средств на модернизацию и техническое перевооружение. Как показывает мировой опыт основой для успешного функционирования и развития малых предприятий является взаимодействие предприятий в сфере малого бизнеса. В российских условиях данная форма взаимодействия исключительно важна для перевода экономики на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать производственный процесс.

Ключевые слова: кластер, конкурентоспособность, малый бизнес, структуры взаимодействия, метод организации

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

В рыночных условиях основным определяющим элементом является спрос. При этом интегральная эффективность производства работ и выполнения услуг, их доведение до потребителей во многом зависят от взаимосвязей малого и крупного бизнеса. Поэтому в структуре национальных экономик развитых стран постоянно увеличивается доля малых и средних предприятий, совершенствуются механизмы их взаимодействия с крупными корпорациями, вынужденными адекватно реагировать на глобальную дифференциацию рынков и возрастающую индивидуализацию потребительского спроса в эпоху постиндустриального развития.

С точки зрения системного подхода микроэкономические взаимодействия объектов малого бизнеса следует рассматривать как процесс, результат которого зависит как от предпринимаемых действий субъектов этого процесса, так и от условий внешней среды. При этом в качестве экономических агентов фигурируют различные хозяйственные, производственные, управленческие и другие самостоятельные единицы, рассматриваемые как системы, имеющие вход и выход и оказывающие воздействие друг на друга.

Взаимодействие малых предприятий относится к числу исторически первых и наиболее распространенных. Распространенность обусловлена тем, что на первых этапах развития малого бизнеса число малых предприятий было невелико и их концентрация в отраслях низкой. Так, количество малых предприятий в 1988 г. составляло 40 единиц, в 1989 г. – 102, в 1990 г. – 132, а к 1991 г. их насчитывалось 268 единиц. В этих условиях взаимодействия между структурами были маловероятны и имели эпизодический характер.

Однако с течением времени многие малые и крупные предприятия становились все более независимыми друг от друга, так как их экономические интересы стали различаться.

Следующий всплеск числа взаимодействий малых и крупных предприятий приходится на годы кризисов и связан с процессами банкротства крупных предприятий, а также с процессами их реструктуризации. Однако по мере становления малого бизнеса увеличение количества малых предприятий и достижение им некоторой критической массы взаимодействие малых структур друг с другом становится все более частым и типичным явлением.

В экономической практике стран с развитой рыночной экономикой (Япония, США, Великобритания и др.) взаимодействие между крупными и малыми предприятиями является достаточно распространенным явлением:

1) крупные предприятия вносят в функционирование малых известный элемент стабильности и планомерности; они определяют микроклимат функционирования малого бизнеса;

2) малые предприятия выполняют часть функций крупных предприятий, концентрируясь на вопросах сбыта и снабжения, разработке и внедрения новшеств, повышении качества изделий и т.д.

В российских условиях взаимодействие определяется более широким спектром целей его участников. Цели условно можно разделить на две группы:

1) необходимость рационального разделения производственно-экономических функций предприятий и совершенствования организации производства;

2) необходимость выживания в сложных условиях реформируемой российской экономики.

Рассматривая экономическое содержание взаимодействия предприятий, можно отметить, что данная ситуация складывалась, как правило, на базе крупных предприятий реального сектора. Наиболее часто оно возникает в виде интрапренерства, инкубаторства и в сателлитной форме. Первые две формы взаимодействия в российских условиях пока не получили должного развития. Сателлитные формы возникают более часто, особенно в последнее время, как результат реструктуризации предприятий, т.е. путем выделения малой фирмы из крупного предприятия. 1

Такое различие в распространенности форм взаимодействия малого и крупного бизнеса в России и за рубежом обусловлено масштабами развития крупного производства, его состоянием и др. Относительная неустойчивость положения значительной части российских крупных фирм не позволяет им использовать такие формы взаимодействия с малыми предприятиями, которые требуют долговременного и достаточно существенного отвлечения усилий и материальных средств.

Примером эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий различных форм является строительная отрасль. Она лидирует по количеству реструктурированных  крупных предприятий.

Структура взаимодействия малых строительных предприятий не всегда имеет четкие очертания. Рассмотрев данный процесс, можно сделать вывод, что формы, разновидности и типы взаимодействий можно рассматривать, как и в ситуации взаимодействия малых и крупных предприятий. При этом роль «крупного» предприятия принадлежит одному доминирующему малому предприятию.

Структуру, отражающую процесс взаимодействия предприятий  характеризует:

  • наличие единой цели;

  • наличие четкой внутренней структуры;

  • высокая степень взаимосвязи структурных элементов;

  • наличие взаимосвязи с внешней средой.

Отличительная черта структуры взаимодействия – предпринимательская целеориентация. Деятельность структуры направлена на решение задач управления рынком на основе активизации предпринимательских инициатив, гибкости, стратегической маневренности и перманентности инноваций.

Одной из форм, отражающих процесс взаимодействия предприятий, являются кластеры. Они представляют собой структуру, охватывающую широкий спектр социально-экономических аспектов.

Являясь следствием территориально-отраслевого деления общественного воспроизводства, кластеры воплощают идеологию сетевого подхода 3, они могут объединять представителей малого и среднего бизнеса, интегрировать деятельность малых предприятий различного профиля в сферу деятельности представителей крупного бизнеса.

Кластеры не подвержены жесткой привязке к территориальным параметрам и могут иметь локальный характер, а «подвижность» их масштабов позволяет обеспечивать большую гибкость, адаптивность и мобильность предпринимательской деятельности.

Кластеры в сравнении с предпринимательскими сетями, объединяют значительно широкий круг участников, в том числе институты поддержки, производственные и коммерческие структуры, среди которых производители, поставщики, а также высшие учебные заведения и научные организации. Они агрегируют принципы объединения участников, основанного на вертикальных взаимоотношениях между разнородными фирмами и на взаимодействии инновационных процессов.

Имущественные связи играют весьма существенную роль при объединении, однако предпринимательские структуры могут группироваться и без опоры на эти связи. Это так называемая форма поддержки предпринимательства в форме индустриальных сетей.

На первый план в кластере выходят кооперационные и информационные связи, а имущественные могут присутствовать в форме долевого участия. Входящие в кластер структуры используют механизмы через вхождения:

  • активизируется появление новых управленческих идей и решений;

  • ослабляется сдерживающее влияние межорганизационной и внутрифирменной субординации на реализацию этих идей и формирование необходимых связей. 2

Структуры взаимодействия формируются преимущественно на основе динамики рынков, интенсивной, по сути. Кластеры отражают региональные, а в ряде случаев и межрегиональные процессы, и являются следствием распределения производительных сил. Однако, опыт, накопленный отечественной и зарубежной управленческой практикой в области использования кластерной концепции, может быть успешно применен при формировании систем любого уровня, в том числе и структур, функционирующих в инвестиционно-строительном комплексе.

Вид устойчивых взаимодействий относится к процессам, непосредственно связанным с формированием наиболее стабильной части малого бизнеса, рациональной пропорции между крупным и мелким строительным производством и в конечном счете со становлением малого бизнеса как элемента рыночных отношений.

Таким образом, одним из видов взаимодействия являются взаимоотношения, складывающиеся внутри комплекса малых строительных предприятий. 2

Согласно теории М. Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. 2

М.Портер считает, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности  кластеров. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран по числу основных групп преимуществ. К ним относятся:

  • факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе факторы качества жизни;

  • условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса;

  • смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий;

  • стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция: цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция.

Измерение кластерных эффектов, возникающих при реализации данных механизмов, может осуществляться с помощью системы индикаторов, включающих в себя такие показатели, как увеличение прибыли, снижение (экономия) издержек, уменьшение потребности в инвестициях, сокращение времени реализации целей и т.д.

В результате проведенного исследования можно выделить ряд особенностей в методах организации малого строительного бизнеса в России:

  1. Существующие противоречия в политике, проводимой малыми и крупными строительными предприятиями, в результате чего взаимодействия предприятий носят случайный характер, кластерные структуры не используются;

  2. Не используется зарубежный опыт в решении проблем развития малого бизнеса, не определены цели взаимодействия участников строительного комплекса;

  3. Выделены формы взаимодействия предприятий, позволяющие определять эффект реструктуризации предприятий, в результате формирования механизма взаимодействия строительных предприятий.

Литература

1. Зильберова И.Ю., Томашук Е.А., Саар О.В. Комплексные организационно-технологические системы инженерного обеспечения территорий [текст]: Монография/ Зильберова И.Ю., Томашук Е.А., Саар О.В. – Ростов-на-Дону, РГСУ, 2012. – 178 с.

2. Асаул А.Н. Предпринимательские сети в строительстве. Спб.: Гуманистика, 2005.-256 с.

3. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Спб.: Питер, 2005.-368 с.