×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Особенности формирования мониторинга востребованности выпускников ВУЗов

Аннотация

О.А. Синиченко

В данной статье рассмотрена специфика формирования мониторинга выпускников системы профессионального образования, раскрыто понятие «мониторинга» и представлены его результаты. Приведены уровни и этапы образовательного мониторинга, рассмотрено проведение мониторинга с использованием статистических данных, выявлена взаимосвязь результатов мониторинга с деятельностью ВУЗов и корректировкой учебного процесса для повышения востребованности выпускников. Представлены современные способы сбора и обработки информации при проведении мониторингов в Интернете, такие как интерактивные анкеты и клик-тесты.
Ключевые слова: Образовательный мониторинг, уровень мониторинга, молодой специалист, востребованность выпускника,  интерактивная анкета, он-лайн исследование, Конджойнт-анализ, клик-тест.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

На сегодняшний день мониторинг образовательных процессов, являющийся наиболее важным инструментом изучения основных характеристик ВУЗа, позволяет увидеть изменение ситуации по исследуемому вопросу и отследить положительную или отрицательную динамику по проблемам, на которые были направлены ресурсы ВУЗа. На основании полученных данных делаются выводы о том, насколько правильно были предприняты меры по результатам предыдущего мониторинга и о том, как за исследуемый период изменился имидж университета. Проблематика проведения образовательного мониторинга изучается крупными российскими и зарубежными ВУЗами с целью постоянного получения информации об изучаемом объекте и прогнозирования его развития.
Мониторинги образовательных учреждений проводятся на различных уровнях, самый обширный мониторинг - на уровне университетов. Такой тип мониторинга задействует все учебные подразделения, включая кафедры и административные комплексы, а также дает возможность руководящему составу ВУЗа получать актуальную информацию о реальном состоянии того или иного процесса. Основным фактором такого рода мониторинга является его регулярность, стандартными будут являться ежегодные исследования. При этом информация должна отвечать следующим характеристикам: достаточность (или полнота), доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность и динамичность. Полученная информация позволяет правильно принимать управленческие решения, в дальнейшем результаты мониторинга способствуют выявлению проблемных зон, на решение которых будут направлены соответствующие меры и программные действия. Для достижения цели ВУЗы собирают информацию посредством мониторинга, затем обрабатывают, систематизируют и используют ее в работе. Используемая система мониторинга многозначна и охватывает сразу несколько объектов изучения, она также напрямую связана с комплексом критериев и показателей, на которые ориентируется и с которыми сравниваются результаты мониторинга. [1]
Результаты мониторинга способствуют развитию личности молодого специалиста за счет формирования данных об образовательном учреждении. Полученные результаты обобщаются, достигается полная информативность данных, на основе которых разрабатывается прогноз дальнейшего развития изучаемого с использованием мониторинговых технологий процесса. Мониторинги образовательных процессов находят свое применение в различных направлениях деятельности ВУЗа. Они позволяют судить о том, достигается ли сама цель образовательного процесса, увидеть динамику в развитии показателей ВУЗа по сравнению с предыдущими годами и выделить за счет каких показателей происходит улучшение учебного процесса.
Основной задачей ВУЗа является обеспечение функционирования и улучшения образовательного процесса за счет соответствия стандартам качества. В связи с чем, чрезвычайно значимым становится процесс непрерывной оценки состояния образования, его результатов и инновационных преобразований. Упомянутый процесс отслеживания и оценки реализуется посредством одного из типов мониторинговых исследований - образовательного мониторинга. Образовательный мониторинг это системный процесс постоянного научно-исследовательского наблюдения за текущей ситуацией исследуемого объекта в образовании для последующего анализа, корректировки и прогнозирования. Образовательный мониторинг проводится на следующих уровнях:
1. Внутривузовский или кафедральный уровень. В этом случае мониторинг проводится в рамках одного конкретного ВУЗа и информация, полученная в результате, используется для решения внутривузовских задач. Этот мониторинг направлен на улучшение образовательного процесса. Вопросы, содержащиеся в анкетах, способствуют получению такой информации как оценка уровня получаемых знаний, правильность выбора специальности, уровень качества профессиональной подготовки, желание получить дополнительное образование и его тип, личные стремления опрашиваемого студента и т.д. Кроме того, ВУЗы опрашивают выпускников посредством различных программных средств и получают следующие данные: текущее место работы, занимаемая должность в соотношении с оконченной специальностью, период и способ трудоустройства выпускника, содействие студенческой практики трудоустройству, удовлетворенность работой и заработной платой. Внутривузовский мониторинг подразделяется на внешний и внутренний. Внешний мониторинг проводится сторонними независимыми экспертами, оценивающими сам образовательный процесс и качество подготовки, а также уровень качества предоставляемых образовательных услуг. Одним из видов такого мониторинга служит проводимая с определенной периодичностью аттестация ВУЗа. Внутренний мониторинг проводится за счет собственных ресурсов ВУЗа и направлен на решение его проблем;
2. Административный территориальный (муниципальный) уровень. Мониторинг предполагает изучение образовательной системы на уровне муниципалитета и охватывает все ВУЗы в городе или административно-территориальной единице. При этом часть полученных данных суммируется и выдается общий результат, а другие данные делятся по ВУЗам и затем сравниваются друг с другом. В результате формируется стратегия развития образовательного процесса в регионе. На этом уровне важен тот факт, что по любому запросу вышестоящих образовательных органов и учреждений происходит скопление информации, которая потом дополнительно изучается исследователями и специалистами. Чтобы увеличить успешность проведения мониторинга на данном уровне создаются и применяются уникальные формы отчетности, которые потом сопоставляются и сохраняются в базы данных административного мониторинга. Основополагающим фактором проведения мониторинговых исследований на муниципальном уровне является получение как можно большего количества исходных данных для исследования.
3. Региональный (отраслевой) уровень. Исследуемые объекты системы мониторинга схожи с теми, что и в административно-территориальном уровне. Основное различие состоит в географическом масштабе проводимого исследования. Региональный мониторинг проводится на уровне области, региона, республики или административного округа. Проведение мониторинга на региональном уровне напрямую зависит от качества и достоверности информации, получаемой на административно территориальном уровне. Информация  должна поступать оперативно и содержать все время изменяющиеся данные, которые происходят в различных сферах муниципалитетов. При подробном изучении мониторингов в различных регионах Российской Федерации можно сделать вывод об отсутствии проведения тщательных исследований, которые не отвечают требованиям органов регионального управления, так как носят субъективный характер. На отраслевом уровне мониторинг проводится на основе данных, полученных из годовых или квартальных отчетов.
4. Федеральный или общенациональный уровень. Наивысший по объемам исследования уровень образовательного мониторинга, при этом мониторингу подвергается вся система образования. При увеличении масштаба проведения мониторинга от внутривузовского к федеральному зона влияния исследования повышается за счет изменения разрешающей способности информационных данных. На федеральном уровне мониторинговых исследований происходит еще большая концентрация пространственно разнесенной информации. Благодаря всем полученным данным от регионов, формируются общегосударственные мониторинги, которые можно изучить на сайте государственной статистики. Результаты федеральных мониторингов образовательных учреждений  являются ключевым фактором принятия решения на уровне государственных органов власти.
 Указанные уровни образовательного мониторинга позволяют получить информацию о процессе в динамике, обеспечивая специалистов актуальными и реальными данными, которые в дальнейшем используются для принятия эффективных управленческих решений.
Образовательный мониторинг обеспечивает постоянное наблюдение за системой образования, накопление данных и информации, формирование учетных записей и БД, прогнозирование будущих решений, а также дает возможность оперативно реагировать на проблемы системы образования. Он предполагает использование программы мониторинга, применение специальных показателей и критериев оценки, причем обязательно одних и тех же на протяжении всего периода мониторинга. Полученные результаты могут быть представлены в виде диаграмм, графиков и любых рисунков, отражающих выводы по исследованию.
В образовательном мониторинге выделяют следующие этапы:
– предварительный: проводится подготовка к мониторингу, ставится цель и период проведения, определяется исследуемый объект или объекты, выбираются инструменты исследования;
– основной: формируется структура мониторинга (сбор данных, наблюдение, анкетирование, обработка результатов);
– заключительный или результативный: систематизируются и анализируются результаты исследования, на их основании делаются выводы и принимаются управленческие решения.
В данной статье рассматривается мониторинг на внутривузовском уровне, как наиболее часто встречающийся тип образовательного мониторинга, направленный на получение информации о качестве образования, уровне подготовки, интересах и ожиданиях обучающихся, их потребностях и т.д. В связи с чем, все более актуальным становится вопрос о трудоустройстве выпускников, соответствии требованиям рынка труда и востребованности кадров. Получая диплом о высшем профессиональном образовании, выпускники располагают определенным набором знаний и навыков, которые были приобретены в процессе обучения. Однако, большинство выпускников не имеет профессионального опыта работы, являющегося основным фактором успешного трудоустройства, поэтому работодатели предлагают молодым специалистам преимущественно низкооплачиваемую и не требующую высокой квалификации работу. Вследствие этого наблюдается дисбаланс: большое количество вакансий и нетрудоустроенных молодых специалистов. В сложившейся ситуации очень важно отслеживать динамику трудоустройства студентов и выпускников ВУЗов, что позволит выпускать молодых специалистов, которые будут наиболее конкурентоспособны на рынке труда.
К одному из способов анализа востребованности выпускников ВУЗов относится мониторинг, основанный на сборе статистических данных. В его основе лежит статистическая база данных, характеризующая исследуемую область. Т.к. данные государственной статистики выкладываются со значительной задержкой по времени и преимущественно в общем виде, а задача исследователей состоит в работе над актуальными и структурированными относительно изучаемого объекта данными, то им приходится обращаться к частным источникам. Используемые на государственном уровне мониторинги не могут применяться на уровне регионов и муниципальных образований. Когда ВУЗы проводят такого рода мониторинги на уровне учебного заведения, то их интересуют некие определенные моменты, а не общая динамика выпускников в разрезе специальностей, которые публикуют на ежегодной основе государственные службы статистики. Указанные в этих публикациях данные не позволяют в полной мере провести анализ рынка труда молодых специалистов и, это отражается в выводе о том, что система государственной статистики направлена на исследования на федеральном уровне.
Данные, полученные в результате проведения мониторинга, сделанного собственными силами ВУЗа, наиболее полно отражают состояние рынка труда молодых специалистов. Вне зависимости от способа сбора данных присутствует высокая степень субъективности при выполнении мониторинга - зачастую в проведенном исследовании получают не реальное состояние рынка труда студентов и выпускников, а только их цели и планы. Кроме того, наблюдается значительное различие в самих вопросах, которые входят в анкету, используемую для мониторинга.
В советское время, когда высшее образование ценилось гораздо выше, диплом ВУЗа позволял сразу после окончания получить престижную по тем временам работу, но в настоящее время диплом является лишь обязательным пунктом при приеме работу. Молодому специалисту необходимо научиться правильно раскрывать свои возможности перед работодателем. Если в 1990е-начало 2000х годов при трудоустройстве главным считалось наличие связей и опыт, то сейчас предпочтение отдается молодому специалисту, обладающему широким спектром знаний и умением показать свой потенциал. ВУЗ должен сформировать у студентов в процессе обучения не только профессиональные знания, но и личные качества, способствовать в повышении самооценки.[2]
Деятельность ВУЗа и проводимые им мероприятия, напрямую отражающие качество предоставляемого образования и результат учебного процесса, влияют на востребованность выпускников на рынке труда. Этот аспект характеризует итоги работы ВУЗа и очень важен при выборе учебного заведения будущими студентами. Востребованность молодых специалистов влияет на успешность ВУЗа в целом. Однако, на практике российские ВУЗы, в отличие от западных, редко проводят мониторинг востребованности выпускников. Такого рода мониторинги дают возможность подкорректировать учебный процесс на основе полученных в ходе исследования данных  и позволят использовать эти данные как конкурентное преимущество при очередном наборе студентов.[3]
Использование мониторингов в РФ началось в 1980-х годах, т.к. они значительно облегчали весь процесс исследования, но впоследствии возникла проблема в качестве собранных данных. В связи с этим по настоящий момент продолжают совершенствоваться способы мониторинга в различных сферах деятельности. В современном мире, когда прогресс развивается высокими темпами, исследователи, проводящие мониторинги областей знаний, часто предпочитают интерактивную анкету. Интерактивная анкета – это инструмент мониторинга, позволяющий проводить online анкетирование посетителей сайта, блога и портала. Вне зависимости от online опросника, вопросы в электронных и бумажных анкетах являются идентичными. Основное отличие состоит в сокращении времени как респондента при заполнении анкеты, так и исследователя при обработке данных. Интерактивная анкета позволяет перевести в электронный формат любую стандартную анкету с использованием уникального набора инструментов, которые широко распространены в системе online коммуникации. На сегодняшний день среди наиболее часто встречающихся интерактивных анкет выделяют стандартные HTML-анкеты, интерактивные FLASH-анкеты, анкеты с использованием Конджойнт-анализа (Conjoint analysis, СА) и специальные инструменты (клик-тесты).
HTML-анкета – это анкета, которая создана на стандартном языке разметки документов в Интернете и полностью соответствует бумажному аналогу. Такой тип анкет выполнятся в традиционном виде и предлагает выбрать один из нескольких вариантов или вписать свой. К достоинствам анкеты относят ее простоту и доступное изложение, а к недостаткам – длительное время заполнения, трудности в применении сложных и комплексных вопросов.
Интерактивная FLASH-анкета – это анкета, написанная с помощью Flash-графики и анимации, представляется также в традиционном виде и позволяет интегрировать графические и мультимедийные интерактивные элементы. Из достоинств этого типа анкет выделяют следующие: время заполнения снижается за счет использования интерактивных элементов, большее время загрузки страниц с flash-элементами, применение функции «перетаскивания» элементов ответа или клика на них, четкая организация интерактивных элементов улучшает качество данных. Недостатки: применяются сложные и комплексные вопросы, flash-элементы не способствуют скорости заполнения, но и сокращают количество ответов, которые дает участник опроса при относительно длинной анкете.
Анкета с использованием Конджоинт-анализа – это анкета на основе Конджойнт-анализа, который состоит в сравнении атрибутов объекта с целью установления, какими качествами он влияет на его покупку. Этот анализ строится на предпочтениях потребителей, по которым исследователи самостоятельно оценивают важность атрибутов, и включает в себя определение списка атрибутов, определение уровней по атрибутам, составление профильных карточек по уровням атрибутов, оценка респондентами карточек и анализ собранных данных. К достоинствам относятся: более надежные результаты по сравнению с прямыми вопросами, менее прямолинейный метод выявления предпочтений/приоритетов. Недостатком таких анкет является длительная подготовка и проведение исследования.[4]
Клик-тест заключается в том, что респонденты, исследуют изображение любого типа – фотографию или графику, которая разделена на большое количество маленьких разделов. Респонденты «кликают» мышкой по определенным разделам в соответствии с указанными требованиями, после чего клики фиксируются, суммируются и в результате исследователь получает информацию о том, какие разделы представляют для респондентов наибольший интерес. Выделяют два типа клик-тестов: 1) координатный: данный метод фиксирует и сохраняет точные координаты клика, которые затем исследуются; 2) зональный: этот метод предполагает предварительное разделение исследуемого изображения на множество элементов и каждый клик соответствует определенному элементу. Зональный клик-тест очень часто приравнивают к анкетному вопросу с возможностью выбора сразу нескольких вариантов ответа.
Интерактивный тип анкет интегрирует данные, которые собираются различными способами (через Интернет, коммуникации, документацию) в online режиме (в момент прохождения респондентом интерактивной анкеты). Кроме того, количество человек, которых можно пригласить для участия в опросе, является неограниченным и, данные  обрабатываются на ежедневной основе. После обработки формируется результат, который затем сохраняется, при этом сам исследователь имеет доступ к этой базе результатов в любое время. Очень важно, чтобы интерактивная анкета отвечала всем требованиям безопасности исследователя для защиты от присвоения кому-то другому результатов исследования - это достигается за счет защиты от копирования, скриншотов, невозможности печати данных с экрана. [5]
Необходимость проведения мониторинга выпускников системы профессионального образования обусловлена особой ролью ВУЗа в жизни каждого молодого специалиста. Университет является главным связующим звеном между студентом (будущим молодым специалистом) и работодателем. Динамика показателей, полученных в результате образовательного мониторинга, является основным критерием оценки качества образовательных услуг. От того, насколько эффективно было проведено мониторинговое исследование, будут зависеть дальнейшая деятельность ВУЗов, направленная на улучшение социально-экономического состояния учебного заведения. В целом можно сказать, что мониторинг системы профессионального образования является основным источником получения ВУЗом информации о себе.

 

Список литературы:

1. Никитина Н.Ш., Рейтинговая оценка деятельности факультетов как элемент системы мониторинга качества образования в университете. Университетское управление: практика и анализ.-2003.-№ 4(27). С.62-70.
2. Балановская Н.В., Жукова О.В., Мониторинг компетенций выпускников ВУЗа на рынке труда // www.youwe.tom.ru;
3. Артюшина И.А. Исследования мониторинга карьер выпускников ВУЗов // www.reitor.ru;
4.Conjoint analysis. Он-лайн исследования в России 2.0 / Под редакцией Шашкина А.В., Девятко И.Ф., Давыдова С.Г-М.: РИЦ «Северо-Восток», 2010.
5. Некрасов С., Online Market  Intelligence (OMI), сборник «Онлайн исследования в России 2.0», М.: РИЦ «Северо-Восток», 2010.