×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Некоторые новые тенденции в колористике современных жилых интерьеров

Аннотация

О.А. Бергман, А.М. Бучка

Дата поступления статьи: 05.12.2013

Рассматриваются основное изменения в колоростике жилых интерьеров в период с 2003 по 2013 на основе анализа работ российских дизайнеров.В целом,интерьеры российских дизайнеров лишились некоторой самобытности. Изменения цветовой палитры касаются интерьеров , выполненных в стилистике "арт деко", "современная классика", "фьюжен". Новация - "экостиль" и интерьеры в виде светоцветовых инсталляций. В основном цветовая палитра стала более сложной и изысканной , возможно, менее самобытной.

Ключевые слова: Кололристика,интерьер,дизайн,интсалляция,палитра,увет,ограниченная палитра, стили, арт деко, фьюжен, современная классика,экостиль,цветовой ,частные интерьеры,контраст,

05.23.17 - Строительная механика

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)


За относительно недолгий промежуток времени (с 2003 по 2013) произошли существенные изменения в колористической палитре современных жилых интерьеров.
Создание гармоничной цветосветовой среды современного жилого интерьера - многоуровневая задача, требующая от профессионала помимо креативного подхода к проектированию, учета множества факторов от функционального назначения помещения и эмоционально-образного строя, до индивидуальных предпочтений заказчика и предложений существующего рынка отделочных и декоративных материалов [4] .
В различных функциональных зонах жилища палитра отражает  соответствующий эмоциональный и образный строй: так репрезентативная зона (холл, гостиная, столова, кабинет, библиотека, зимний сад) и приватная (спальни, ванные комнаты, детские комнаты, игровые)  имеют разную эмоционально-стилистическую окраску. Предполагается, что интерьеры репрезентативной зоны создают праздничный, торжественный, возможно, слегка пафосный образный строй и одновременно несут ощущение уюта и комфорта. Кабинет, библиотека, мастерская содержат атмосферу самоуглубления, сосредоточенности, погруженности в размышления. Напротив, спальни и смежные помещения, призванные служить зонами релаксации, наполнены покоем и умиротворением.  Разные интерьерные задачи предполагают различные колористические решения. Также, на колористику интерьеров оказывают  влияние индивидуальные предпочтения и запросы владельца, а также изменчивая мода в декорировании и дизайне.
Материалом для статьи послужил анализ и систематизация интерьеров, приводимых в журналах: «Проект России», «AD», «Hi hоmе», «Архидом», «Лучшие интерьеры», на Интернет - сайтах  «www.domusdesign.com» и.т.д., собственные проекты авторов и проекты некоторых ростовских дизайнеров.
Частные интерьеры в работах отечественных дизайнеров, оставаясь по-прежнему на высоком уровне, стали более сдержанными, стильными, возможно, менее самобытными. Ушла в прошлое тенденция активного пластического освоения поверхностей:
- многоуровневые пафосные гипсокартонные потолки;
-пластичные перегородки, возникшие как ответ на жесткую геометрию минималистичных пространств типового экономичного жилья;
-вариации на тему круга.
Потеряло новизну открытое противопоставление черного и белого цветов, приемы контраста стали более изысканными и деликатными: так черный заменяется темным и тонами маренго, шоколада, глубокими вишневыми и пурпурными; стерильные белые заменяются на серебристые, жемчужные и пастельные оттенки, хорошо передающие формы поверхностей. Контраст усложняется и дробится, повторяясь в декоре, мебели и текстиле, предметном наполнении, например, появление светлых и темных мебельных групп в интерьере, отдельных предметов контрастных по тону. Контраст цвета поддерживается отношениями текстур, фактур, освещенностью, плотностью или прозрачностью поверхностей. Сложный, интересный художественный прием передачи свето – тоновых соотношений при помощи инверсии  или изменения пропорций и структуры цветовых пятен и их компоновки в пределах заданных зон и пространств. Например акцент и фон меняются цветами или локальная структура монокомпозиции преобразуется  в  модульную мерную или разномасштабную Интерьеры , выполненные в контрастной гамме, воспринимаются с известной долей патетики , выглядят актуальными и ассоциируются с активным образом жизни.
Интерьеры, решенные в классицизирующей стилистике, стали более сдержанными по цвету и более разнообразными по текстуре, фактуре, подбору материалов. Со стен ушла агрессивная позолота, обилие претенциозной пластиковой (лепнины), вычурные формы мебельных гарнитуров, атлас и бархат. Аналогами проектирования становятся традиционные викторианские интерьеры, создающие атмосферу уюта налаженного быта, прочного положения в обществе. При проектировании таких интерьеров возникает прием сознательной эклектики. Интерьеры, выдержанные в такой манере провоцируют ощущение исторической глубины и преемственности во времени, прошлого, богатого событиями, и устойчивых семейных традиций. Эти ощущения поддерживаются введением в интерьер предметов антиквариата, либо винтажными имитациями, имеющими поверхность, обработанную в многослойной технике патинирования или кракелирования. Ограничения цветовой палитры сопровождается разнообразием монохромных оттенков, выраженных текстурой и фактурой поверхностей.
В последнее время получил распространение стиль, основанный на использовании в интерьере экологических мотивов. В истории интерьерного декора периодически проявляется концепция архитектурных  и природных мотивов внешнего ландшафтного окружения: беседки, фонтаны, источники, скамьи, трельяжи. Примером могут служить  перспективные росписи плафонов и стен эпохи барокко, рельефная пластика рококо и классицизма, бидермейера (Германия), чипэндейла (Англия). Наибольшую широту и размах природные мотивы приобретают во времена модерна (сецессии, ар нуво, либерти). В это время в пространство интерьера включаются помещения зимних садов, оранжерей. Декор на основе экзотических растений, насекомых, фантастических животных и природных стихий украшает различные элементы интерьера: перегородки, ширмы, камины, перила лестниц, обои и декоративный текстиль, осветительную арматуру, витражи. Наиболее близкий по времени аналог представлен в творчестве Ф.Л.Райта, А. Аалто, Брюса Гоффа. Эти мастера указали путь органичного соединения внутреннего и внешнего пространства. Современная частная архитектура, загородные коттеджи, пентхаусы имеют большие плоскости высоко технологичного и экологичного остекления, позволяющего осуществлять эту связь. В пространство многих современных интерьеров включаются пограничные зоны такие, как террасы, эксплуатируемые кровли с растительным покровом. внутренние дворики ., На эксплуатируемых кровлях устанавливаются ветряки в виде интересных малых архитектурных форм - мобилей На террасах разбиваются контейнерные висячие сады Вертикальное озеленение-новация в жилых интерьерах Интерьеры в «эко-стиле» имеют достаточно много обусловленных элементов: вертикальное озеленение  каменное мощение и.т.д. Они совмещают палитру естественных и искусственных отделочных материалов. Сложность цветовой палитры достигается также включением в интерьер поверхностей, состоящих из натуральных элементов, например, аутентичное старое дерево, старый камень и.т.д.
Следующая тенденция, отмеченная в результате анализа, представляет собой развитие сдержанной цветовой палитры минимализма в сочетании с намеренно выстроенной провокационной полихромией. В интерьерах появляются плоскости, окрашенные в яркие локальные цвета Она созвучна с тенденциями гранжа и фриков в индустрии моды. В сознании профессионалов, работающих в сфере визуального искусства, полихромия традиционно связывается с народным искусством его многоцветием и полнокровным ощущением жизни. В  современных интерьерах истоки полихромной композиции  следует искать скорее в работах художников ,занимающихся нефигуративной живописью, с её богатством течений и стилевых направлений.  
Неисчерпаемый «Арт Деко» по-прежнему вдохновляет дизайнеров на создание интерьеров, имеющих глубинy и сложность, несущих творческий заряд и обаяние большого стиля.
Сохраняется традиционная нюансная цветовая палитра разбеленных теплых тонов - бежевый, кофейный серый в сочетании с приглушенной земляной палитрой, дополненный серебром, золотом, черным, глубоко матовым или блестящим. Акценты в интерьерах этого направления переносятся скорее в область декорирования и стилистически выдержанного подбора мебели и аксессуаров. Интерьеры этого стилистического направления достаточно востребованы и актуальны в силу своей элитарности, но не достаточно растиражированы, чтобы превратитъся в штамп.
Неизбежные этнические мотивы в сохраняющем актуальность стиле «фьюжен» стали более сдержанными и сложными по цветовому решению. В интерьерах  этого направления простое декорирование предметами экзотических культур (маски, керамика, текстиль ручной работы, резные столики и сундуки,  металлические вазы и подносы) заменяется цельным, стилистически выдержанным образным решением.
Эта традиция также имеет исторические корни. Вспомним «китайские кабинеты» во дворцах русских императоров или «египетские гостиные» эпохи модерн. Колористические принципы формирования ориентальных интерьеров достаточно разнообразны и отражают скорее личность и предпочтения  заказчика в профессиональной интерпретации дизайнера.
В область массового тиражирования отошли столь любимые пост советским народом  интерьеры в стиле «прованс» - обьёмные деревянные балки на потолке, крашенная и  искусственно состаренная деревянная мебель, цветочные обои и текстиль. множество разнокалиберных фотографий на стенах. Конечно, для настоящего художника нет запретных или исчерпанных тем, дело лишь в мере таланта и хорошего вкуса дизайнера.[ 6]  (в статье рассматриваются авторские интерьеры).
Свежим течением в интерьерной моде и декорировании является ориентация некоторых дизайнеров и продвинутых заказчиков на прагматичный скандинавский дизайн (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия) Простота, легкость, удобство и европейская раскованность , а также функциональность и продуманность всех составляющих выводят интерьеры этого направления на «передовые рубежи».Натуральное- состаренное или покрытое свежим матовым лаком- дерево, сохраняющее натуральную фактуру и текстуру – традиционный северный бренд. Наряду со светлыми «выбеленными» поверхностями стен, потолков, перегородок встречаются темные акцентные плоскости (черный, темно вишнёвый, темно коричневый) придающие глубину и сложность пространству. Нередко  глаз поражает изысканное сочетание лимонно-желтого, серого, молочно-белого или тёмно-зелёный   в пандан к золотисто – охристому  белому и черному Текстильная составляющая интерьеров (ковры, шторы, пледы, диванные подушки) традиционно насыщена глубокими, теплыми  цветами (от охры до бруснично-красного). Цветовая гармония отличается продуманной простотой,  свежестью, изысканностью.          
Следующая   устоявшаяся тенденция, отмеченная авторами - активное использование света,  меняющего цвет, уровень насыщенности. В интерьерах, решаемых в стилистки минимализма, хай-тека и римейков на тему 60-70х годов, часто ведущей темой становится цветосветовое оформление. Появление светодиодных подсветок, ламп - слайдеров, щелевых светильников, разнообразных световых полос, а также традиционных светильников, располагающихся не только на плоскости потолка, но и стен, пола, расширяет возможности современных дизайнеров в создании легких, динамичных интерьеров, легко воздействующих на эмоциональное состояние. Нейтральные по цветy, матовые, блестящие поверхности, свободные от декора, играют роль некой сцены, на которой разворачивается светоцветовая инсталляция. Эта тенденция, несомненно, будет развиваться и совершенствоваться с учетом развития и появления качественно новых видов светового оборудования.
В данной статье представлены лишь некоторые устойчивые тенденции в колористике современных авторских интерьеров.

Список литературы:

1)“Great design is global design”. Sara Pepitone-Interior Design.07.01.2013 [электронный ресурс]Legacy.interiordesign.net/aricle/553421-Great_ Design_is_Global_Design.php
2)‘Luminarie’s Nedo Exibition in Chicago’ Meghan Edwards-Interior Design. 09.06.2013 [электронный ресурс] Legacy.interiordesign.net/aricle/553241- Luminarie_s_Nedo_Exibition_in _Chicago.php
3) David G.De Long “Bruce Goff. Toward Absolute Architecture”. The Architectural History Foundation New York, New York. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts, and London, England. 1988. с29-30 [текст]
4)Р.Н. Гусев «Анализ конкурентной среды регионального рынка услуг строительного дизайна». Журнал «Инженерный вестник Дона», №3, 2011г. [электронный ресурс] Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2009/250 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
5)Арнхейм Рудольф «Искусство и визуальное восприятие» (пер. с англ. В.Н.Самохина) - М: Архитектура-С, 2007- с272-278 [текст]
6) Сурина М.О., Сурин А.А., «Становление профессиональной художественной подготовки в условиях формирования массового образования». Журнал «Инженерный вестник Дона», №2,2013г [электронный ресурс] Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2009/250 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
7) Е.Б. Новикова «Интерьер общественных зданий» Москва .Стройиздат 2006 с.102-125 [текст]
8) Е Менакер «Дворянское гнездо» Журнал «Hi home» №68 июль 2011 Ростов - на – Дону, с. 65-70 [текст]
9) И. Дмитриенко  «Комфортный минимализм» Журнал « Hi home «№78 июнь 2012 Ростов – на – Дону, с.74-79 [текст]
10) А. Шевченко «Конструктивизм  по – немецки» Журнал «АРХИ ДОМ» №492010 с.94-98 [текст]