×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Социальные технологии: тенденции развития

Аннотация

С.Г. Фурдей

Дата поступления статьи: 12.12.2013

В статье дан анализ процессов технологизации социальной жизни, их роли в развитии современного социума и человечества в целом. Рассмотрены основные тенденции в развитии социальных технологий. Большое внимание уделено проблеме научного подхода, использования научных методов в технологизации социальных действий, моделировании социальных процессов, технологизации социальной работы. Статья имеет исследовательский характер, выражающийся в том, что в ней указаны главные проблемы исследуемого предмета, связанные с различными сторонами социальных технологий, а также определены возможности их применения в практике социальной жизни. Для этого анализируются возможности использования как общих, так и частных социальных технологий; исследуется их этапность и последовательность. В статье обосновано влияние знаний теоретических аспектов социальных технологий на исследования в области социологии и социальной философии, а также практического применения социальных технологий, что позволяет использовать их исследовательские возможности   в социальной практике.

Ключевые слова: социальные технологии, технологизация общественной жизни, социальные прцессы, моделирование социальных процессов

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Технологии сопровождают человека на протяжении всей его истории: от простейшего – сбить палкой плод до нанотехнологий. И вся суть в том, что обладая разумом, человек всегда стремится достичь цели наиболее оптимальным по времени и ресурсам путем. В этом суть общественного прогресса.
Интерес к социальным технологиям, технологизации социальной
деятельности      можно      считать      закономернойсоставной     частьютехнологической революции, которая глубоко преобразовала и продолжает преобразовывать мир. Мощная интервенция технологизации в сфере преобразования живой и неживой природы при помощи достижений в химии, физике, энергетике и других науках, методов генетики, биологии, информационных процессов, которые практически институционализировались именно как высокотехнологичные, целиком построенные на научных методах их осуществления, поставила вопрос о проникновении технологизации в сферу социальных процессов и явлений. Важнейшее значение для жизнедеятельности человека приобретают биотехнологии [1, с. 249-257] и  технологии в сфере экологической безопасности [2].
И случилось это именно в 20 веке, когда социальная жизнь в силу различных исторических процессов значительно усложнилась, человек становится все более зависимым друг от друга и от общества, социальные связи все более переплетаются. Поэтому 20 век порождает профессиональную социальную работу и становится очевидной необходимость технологизации социальной сферы.
Но там где встает вопрос о технологизации, появляется проблема научного подхода, использования научных методов. Без этого невозможно говорить о технологизации, тем более такого сложного явления как социальная жизнь [3].
Анализ общественных явлений, взаимоотношений, социальных динамических процессов в социальной философии и социологии обычно осуществляется и, зачастую, продолжает осуществляться под углом зрения двух традиционных парадигм. Одна из них может быть названа прикладной эмпирической, а другая – глобальной теоретической.
Первая наиболее зримо проявляется в прикладных социологических исследованиях, в анализе общественного мнения, в характеристиках демографических, социально-экономических и социально-политических черт общественных явлений. Объектом исследования здесь служит социальный факт (или система социальных фактов) , а методом исследования - все то, что может охарактеризовать социальный факт. Это, прежде всего, описание, экспликация, анализ, сравнение, пояснительная аналогия, сопоставление, усреднение, выборка и т.д. В результате таких исследований социальный факт трансформируется в социальную статистику, которая дает надежный, достаточно объективный, но тем не менее, поверхностный и сиюминутный срез общественных явлений.
Даже при всей объективности и достоверности в прикладном практическом смысле подобные результаты не только во многом представляются однобокими, но и, зачастую, являются следствием заданной исследовательской установки, а порой и просто определенного заказа. За пределами прикладной эмпирической парадигмы остается сущность общественного явления.
Вторая парадигма имеет свои истоки в теории и методологии исторического материализма. Её законсервированность, абстрактная отвлеченность представляют все явления через призму отношения общественного бытия и общественного сознания, общественной психологии и общественной идеологии, базиса и надстройки и т.п. Исходя из стереотипа «готового знания», требующего лишь подтверждения основных принципов «единственно верной теории» на базе нового эмпирического материала, эта парадигма вообще не служит приращению нового знания об обществе.
Данную ситуацию можно назвать «между двумя парадигмами». Она характеризуется не выбором той или иной крайности в исследовании общественных явлений, а потребностью выработки новой, третьей парадигмы. Ею служат принципы и методы социальных технологий. Суть социальных технологий - не просто в описании социальных фактов по принципу «что это такое?»,  и не только в классификации природы – «почему они таковы?», а в том, чтобы ответить на вопрос «как, каким образом?» можно моделировать те или иные социальные процессы [4, с. 30-31].
Социальные технологии касаются тех сторон общественных явлений, которые связаны с процессами социального конструирования, социального проектирования, с процессами анализа социальной информации, её обработкой. Суть социальных технологий – прагматична. Моделирование социальных процессов предполагает способность ответить на вопросы о том, какова этапность достижения того или иного состояния социальной инфординамики, почему эта этапность такова, какими средствами она изучается и достигается, какие социальные версии, сценарии, какие социодрамы нужно задействовать, чтобы достичь оптимального социального мониторинга, каковы качественные и количественные критерии диагностики, верификации и фальсификации полученных результатов, каковы способы рационализации и оптимизации социально-прогностических и социально-управленческих процессов [5с.92-105].
В теории социальной работы социальные технологии подразделяют на общие и частные. Общие социальные технологии исследуют закономерность процессов воздействия, их инвариантные структуры и компоненты, разрабатывают методы эффективного социального действия. Общая социальная технология – это, прежде всего разработка методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. Однако это воздействие не сводится к механическому набору операций. В технологической последовательности эти операции координированы и субординированы, упорядочены и регламентированы. В этом понимании к общим социальным технологиям относятся: социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальная адаптация, социальная коррекция и терапия, социальное проектирование и моделирование, экспертиза и прогнозирование, посредничество, консультирование и др [6, с. 7–16].
Частные социальные технологии – разновидность тактико-оперативного воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на каком-то конкретном уровне [7]. Соотношение базовых и частных социальных технологий можно выразить между технологиями первого и второго уровней. Первая разновидность – характеристика социального направления. В их число входят глобальные социальные исследования, разработка фундаментальных исследовательских программ, выработка генеральных моделей, проведение системных социальных экспериментов. В рамках этого направления осуществляется выработка конкретных методик, оценок и методов. Именно они и выражают собой технологии второго уровня [8].
Можно выделить определенные фазы социальных технологий:
Фаза постановки цели.
Формулировка цели в терминах практической и технологической достижимости, необходимости как таковой.
Фаза технологичности достижимости.
Квалификация проверки результатов, выработка системы индикаторов, установление соответствия полученных результатов с временными параметрами.
Фаза анализа системы.
Анализ системы, структуры, элементов, характера их взаимосвязи.
Фаза оценки.
Утилизация фазы анализа в характеристиках того, что способствует или препятствует достижению поставленной цели.
Фаза разработки технологий.
Плановое и систематическое применение имеющейся информации для создания методики нововведений, выявление проблем, выбор источников информации, сбор данных, поиск альтернатив и отбор альтернативных решений, соединение воедино различных компонентов разработки, формулирование технологических императивов.
Фаза формулирования системы технологических предписаний.
Она включает в себя следующее:
а) формирование процесса;
б) оптимизация социального развития;
в) обеспечение устойчивости социального процесса;
г) создание механизма саморегуляции [9];
д) обеспечение благоприятных сопутствующих изменений;
е) создание системы социального менеджмента – осмысленного и целенаправленного управления социальными процессами [10].
Социальные технологии зародившись в прошлом веке приобретают все более сложный, взаимозависимый и взаимообусловленный характер, требующего адекватных научных методов их использования.

Литература:

1. Никулина М.А. Биотехнологии в медицине и современный социум: биоэтический аспект [Электронный ресурс] //Инженерный вестник Дона, 2012, Т.19, № 1.- Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2012/667 (дата обращения 06.03.2012).- Загл. с экрана. – Яз.рус.
2.Terry V Shaw.Is social work a green profession? An examination of environmental beliefs. [Электронныйресурс] //Journal of Social Work 2013 13: 3 originally published online 2 June 2011.-http://jsw.sagepub.com/content/13/1/3 (дата обращения 06.03.2012).- Загл. с экрана. – Яз. Англ
3. Самыгин С.И., Щербакова Л.И., Павлов П.В., Степанов О.В., Сущенко Л.Г. Социальные технологии работы с молодежью: Учебное пособие. [Текст]. – Р-н-Д: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. – 196 с.
4. Фурдей С. Г. Парадигмы социальных технологий [Текст] // Тезисы Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия» секция 11 «Основные направления развития социологии и эволюции наук о человеке и обществе».- Новосибирск– Барнаул, 1995.- 80 с.
5. Фурдей С.Г. Стратегии социальных технологий [Текст] // Проблемы. Поиски. Решения. Концепции докторских диссертаций.- Р-н-Д: РГУ, 1995.- 231 с.
6. Фурдей С. Г. Параметры общей социальной технологии[Текст] // Социальные измерения общественной жизни. Сборник статей. - Вып.1.- Р-н-Д: РГПУ, 2000.- 112 с.
7. Ищенко Н.А., Крупенникова Л.Ш., Курбатов В.И., Фурдей С.Г. Социальные технологии: некоторые разновидности социального менеджмента[Текст]//Проблемы теории и форм управленческих технологий.(Тезисы докладов и сообщений межрегиогальной научно-практической конференции «Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления».- Майкоп-Ростов-на-Дону:СКАГС, 1999.- 196с.
8. Социальная работа в вопросах и ответах. Учебное пособие [Текст]  /Под.ред. д-ра филос. Наук, проф. Е.П. Агапова.- Р-н-Д: 2009. – 288с.
9. Susanne Kvarnström, BerithHedberg and ElisabetCedersund.The dual faces of service user participation: Implications for empowerment processes in interprofessional practice.[Электронныйресурс]  //Journal of Social Work 2013 13: 287 originally published online 22 January 2012.-Режим доступа: http://jsw.sagepub.com/content/13/3/287(дата обращения 06.03.2012).-Загл. с экрана. – Яз.англ.
10.Кузнецов, К.К. Имитационное моделирование взаимосвязи инициаторов высокотехнологичных инноваций [Электронный ресурс]// «Инженерный вестник Дона», 2009, №1. – Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2009/250 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.