ivdon3@bk.ru
В статье рассматривается взаимное влияние феномена паломничества и архитектуры культовых сооружений на пути Святого Якова в Сантьяго-де-Кампостела. Авторы анализируют, как архитектурные решения храмов формировали психологический и духовный опыт пилигримов, используя концепцию "Умо-Зрения" Ричарда Сеннета, согласно которой восприятие пространства формируется через движение, тактильные ощущения и взаимодействие с окружающей средой. Исследуются конкретные примеры храмов на паломническом пути, включая Ле-Пюи-ан-Велэ, Рокамадур, Каор, Бургос, Овьедо и Сантьяго-де-Кампостела. Авторы доказывают, что храмы выполняли функцию многоуровневого убежища (физического, церковного и божественного), что напрямую определяло их архитектурный облик. Показано, как через массивные стены, каменные своды, расположение на высоте или в глубине пещеры архитектура формировала у паломника чувство защищенности, благоговения и смирения, делая паломнический путь непрерывным архитектурно-психологическим опытом.
Ключевые слова: паломнический путь Св. Якова, паломнические храмы, архитектура Средних Веков, готическая архитектура, романская архитектура
2.1.11 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия (архитектура) , 2.1.12 - Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности