ivdon3@bk.ru
В статье рассматриваются возможности анализа геополитических процессов в рамках методологии ситуационного анализа, использующей когнитивное моделирование. Дается общее описание ситуационного анализа, процесса построения сценариев развития событий, в котором выделяются два этапа: этап подготовительный (предсценарный), необходим для выполнения описательной и объяснительной функций прогнозных исследований и этап сценарный, предназначенный для содержательного и формального исследования, а также описания прогнозируемых процессов, построения моделей системы и подготовки всей необходимой информации для синтеза сценариев. Далее предлагается метод применения ситуационного анализа в рамках инструментария когнитивного моделирования варианта «сценария будущего» и его анализ с учетом всех вновь открывающихся «главных» факторов, отношений, обратных связей и динамики их изменений. При формировании сценария развития конкретной геополитической ситуации в рамках когнитивного моделирования этот метод может быть представлен наличием каузальной (функциональной) и логико-смысловой связи элементов или агентов действий и контрдействий. Интерпретируя логико-смысловое как структурное, а каузальное – как динамическое, получаем возможность структурно-динамического системного описания геополитической конфронтации с помощью языка когнитивных графов, т.е. показа графического выражения каузальных отношений между понятиями (факторами), характеризующими тот или иной геополитический процесс. При этом в рамках сценарного этапа выполняются следующие процедуры: анализ исходной геополитической ситуации, а именно, определение существенных факторов, составляющих схему внутренних связей и внешних взаимоотношений, их структурирование; определение структуры влияющих факторов; определение направлений и силы воздействия факторов (позитивное и негативное влияние); выбор базовых стереотипов или обобщенных моделей взаимодействий, отвечающих исходной ситуации; построение когнитивных моделей фактического состояния ситуации; определение тенденций развития ситуации, анализ динамики; перенос сценария на практическую основу.
Ключевые слова: геополитические процессы, ситуационный анализ, когнитивное моделирование, методика построение прогнозных сценариев
1.2.2 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ , 2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации
Показано, что специфические формы имитационной игры в сочетании с особенностями обучающих процедур в организационных системах предполагают построение адаптируемых имитационных моделей деловых ситуаций. Предложено в процессе проблемного анализа организационных систем использовать когнитивную модель, что позволит, находясь в рамках визуальных топологических описаний, совершать естественный переход от когнитивных к имитационным моделям. Для построения имитационной модели выбрана программная платформа AnyLogic, которая обеспечивает широкие возможности для построения виртуальной образовательной среды с элементами игровой имитации и искусственного интеллекта. Когнитивный анализ игрового процесса обучения показал, что последний должен содержать цикл деловой игры с двумя интерактивными узлами для включения в игру ведущего и игрока. Отмечено, что наиболее востребованы деловые игры, нацеленные на конструирование стилей руководства в условиях конфликта. Поэтому разработана имитационная модель для игрового обучения руководителя противодействию организационному конфликту в рамках вариативности авторитарного, демократического и либерального стилей руководства. Модель использует парадигму системной динамики и выполнена в нотации программной платформы AnyLogic. Для задания правил игры, ведущий в исходном состоянии или при запуске следующего игрового цикла имеет возможность в рамках управления оргструктурой установить характеристики динамики процесса, а также, изменять значения характеристик предконфликтной ситуации. В ответ на развитие конфликта игрок выполняет конструирование соответствующего стиля руководства с помощью доступных ему вспомогательных переменных. В принципе, модель не имеет ограничений для перечня заданий игровых ситуаций ведущим и апробируемых игроком вариантов решений.
Ключевые слова: диверсификация управления, диверсификации производства, финансово-экономические цели диверсификации, производственно-технические цели обеспечения гибкости производства
2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования
Показана актуальность решения задачи концептуального анализа интегрируемых в процессе трансформации традиционных и цифровых образовательных структур, выявления и оценки их эффективного взаимодействия. Предложено использовать уже прошедшую этапы апробации в предметной среде образования методологию когнитивного анализа. Отмечено, что образовательный процесс включает непрерывно генерируемые и непрерывно модифицируемые циклы познания реальности. В рамках обобщенных описаний, представляемых моделями познания, естественным образом совершается переход от индивидуализированных циклов познания к коллективному исследованию реальности, в котором модели уже управляют коллективным познанием, формируя цикл познания на основе коллективной коммуникации. Разработана исходная когнитивная модель, которая иллюстрирует ситуацию, сложившуюся в современной образовательной системе под мощным влиянием «технократической» точки зрения на цифровизацию. Предложена когнитивная модель коллективного познания и коммуникации в цифровой среде, которая системно интегрирует три важнейшие части с точки зрения трансформационных процессов в образовании, а именно, традиционную структуру познания реальности, новейшую структуру цифровой коммуникации, выстроенную в парадигме коллективного субъекта познания, и, наконец, структуру стратегического управления исходя из социокультурного развития общества и страны.
Ключевые слова: Когнитивная модель, образование, цифровая трансформация, познание, коммуникация
2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации , 2.3.4 - Управление в организационных системах
Рассматриваются изменения в организации учебного процесса, связанные с переходом образовательных учреждений на дистанционные формы и методы работы. Описывается специфика взаимосвязанного обучения чтению, письму, говорению и аудированию на иностранном языке во время дистанционных занятий со взрослыми обучающимися. Рассматриваются требования к работе с цифровыми образовательными платформами, необходимость приобретения преподавателями новых умений и навыков работы в сети, даны практические советы преподавателям иностранных языков, чья профессиональная деятельность была перенесена в онлайн формат.
Ключевые слова: онлайн обучение, иностранные языки, взрослые обучающиеся, продуктивные и рецептивные навыки, образовательная платформа
13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Новые требования к подготовке специалиста предусматривают повышение качества языкового образования в высшей школе. В статье рассматривается понятие межкультурной коммуникации и его неразрывная связь с преподаванием иностранного языка студентам неязыковых вузов. Для формирования коммуникативной компетенции и преодоления культурных и языковых барьеров требуется помощь специалистов в области межкультурной коммуникации, так как культурный компонент оказывается частью языка.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, общепрофессиональная и общекультурная компетенция, преподавание иностранного языка, культурные и языковые барьеры, низкоконтекстуализированные и высококонтекстуализированные коммуникации, перекресток культур, коммуникативные сп
05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)
В статье проведен анализ существующих подходов к оценке эффективности управления строительным предприятием, отмечен вклад отечественных ученых и зарубежных исследователей в данном направлении. Рассмотрены «механистическая» и «гуманистическая» модели эффективности управления предприятием. Проанализированы критерии оценки эффективности системы управления.
Предложена группировка показателей эффективности системы управления, рассматривать в качестве эталонных показателей максимальные результаты хозяйствующего субъекта при минимальных затратах ресурсов на управление, уточнено понятие эффективности управления. Отмечены основные достоинства и недостатки существующих подходов к оценке эффективности управления строительным предприятием.
Ключевые слова: управленческая деятельность, эффективность управления, стратегическое управление, экономический и социальный эффект, прибыль, доходы, выпуск продукции.
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Исходя из зарубежного опыта управления инновационным развитием, в статье проведен конструктивно-критический анализ двух крупнейших Российских проектов - проекта создания центра исследований и разработок в Сколково и проекта привлечения зарубежных учёных – лидеров в своих областях науки и технологии для руководства работами исследовательских коллективов в университетах России. Показаны некоторые проблемные вопросы и приведены рекомендации по стратегии реализации проектов.
На примере последних прорывных разработок и исследований в мировой науке доказывается необходимость масштабных инновационных проектов такого типа.
Ключевые слова: инновационное развитие, Сколково, формирование потребностей в инновациях, экспертно-управленческое ядро, новая грантовая программа, экспертные советы, Политехнический музей, прорывные разработки, нанотехнологии, новые технологии очистки сточных вод, высокотемпературная сверхпроводимость.
Стр. 12-17
Ключевые слова: