ivdon3@bk.ru
Статья направлена на анализ энергоэффективных современных технологий, применяемых в архитектуре и строительстве «здоровых» офисных зданий, их воздействия на сокращение углеродного следа и эксплуатационных затрат; также в статье будут рассмотрены такие ключевые аспекты, как применение возобновляемых источников энергии, энергоэффективных строительных материалов, умных систем управления.
Ключевые слова: строительство, архитектура, «здоровые» офисные здания, энергоэффективные технологии, возобновляемые источники энергии, энергоэффективные строительные материалы, умные системы управления
В статье рассмотрены проблемы применения строительных материалов ненадлежащего качества в России. Определены понятия некачественных, фальсифицированных и контрафактных строительных материалов (НФК-материалов). Выделены отличительные признаки НФК-продукции на рынке строительных материалов и последствия несоблюдения общих требований к ее качеству. Проанализированы особенности цифровой маркировки строительных материалов в России. Выделены ключевые проблемы проведения входного контроля подрядчиком и их причины. В заключение даны рекомендации по повышению эффективности системы входного контроля строительных материалов.
Ключевые слова: строительные материалы, качество, фальсифицированная продукция, контрафактная продукция, маркировка, безопасность зданий и сооружений, строительный контроль, входной контроль
2.1.5 - Строительные материалы и изделия , 2.1.7 - Технология и организация строительства
В статье предлагается способ и эксперимент по имитации реализации процессов, протекающих при его проведении, относящийся к области строительства, который может быть использован для прокладки трубопроводов бестраншейным способом под естественными и искусственными преградами, расположенными преимущественно в монолитных скальных грунтах с одновременным формированием футляра, разработкой и обустройством пилотных скважин. Применение способа позволяет расширить возможности по бестраншейной прокладке трубопроводов, снижая риски, связанные с: профилем формируемого футляра; типом грунта в месте проведения работ; вероятностью отклонения от намеченного пути; использованием дорогостоящего оборудования; необходимостью проведения работ по всей площади участка в его поперечном сечении и его длине, использованием взрывчатых веществ.
Ключевые слова: пилотная скважина, алмано-канатный трос, котлован, футляр, рабочий орган, круговой сектор
Актуальность исследования обусловлена критическим состоянием значительной части исторической застройки в России, где междуэтажные перекрытия являются наиболее уязвимыми элементами. Проблема заключается в необходимости их замены на конструкции, отвечающие современным нормативам по несущей способности и пожарной безопасности, без увеличения нагрузки на ослабленные фундаменты и стены.
Ключевые слова: реконструкция, объект культурного наследия, монолитное перекрытие, пустотообразователь, облегченная конструкция, несущая способность, технологическая карта
2.1.11 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия (архитектура) , 2.1.7 - Технология и организация строительства
В статье приведен опыт пилотного проекта по интеграции календарно-сетевого планирования, BIM-моделирования и технологии виртуальной реальности для управления производственной деятельностью строительной организации. Для реализации поставленной цели представлена последовательность шагов интеграции технологий и выполнено совмещение технологий на базе единой цифровой платформы; приведены фрагменты разработанного календарно-сетевого графика и BIM-модели и результаты их совмещенного отображения в VR-очках.
Ключевые слова: календарно-сетевое планирование, календарно-сетевой график, BIM-моделирование, технология виртуальной реальности, VR-очки, единая цифровая платформа, TrinusVR
В данной статье оцениваются различные методы определения технического состояния конструкций, зданий и сооружений. На сегодняшний день при решении задач определения степени разрушения строительных конструкций одним из возможных вариантов определения считаются вероятностные (статистические) методы. Преимуществом данных методов является возможность комплексно учитывать параметры, присутствующие в разнообразной материальной природе. Это связано с возможностью описания их безразмерными величинами. Смысл рассматриваемого метода состоит в том, чтобы формулировать определённое количество технических состояний (событий) благодаря которым планируется выполнять определение степени разрушения и находить совокупность технических состояний строительных конструкций. Диагностические матрицы создаются путем объединения диагностических признаков и их условных вероятностей, приобретаемые посредством анализирования большого количества накопленных статистических данных.
Ключевые слова: строительно-техническая экспертиза, дефекты, надежность, методики диагностики, эффективность
2.1.7 - Технология и организация строительства , 2.3.4 - Управление в организационных системах
В статье рассмотрены некоторые способы возведения большепролетных покрытий из сборных железобетонных элементов и металлических конструкций комплектной поставки. Для систематизации данных конструктивно-технологических решений и определения эффективности применения на основе параметров технологичности проведен сравнительный анализ. Технологии возведения были сопоставлены по следующим параметрам: удельная и общая трудоёмкость, уровень механизации, общее количество элементов, средняя и максимальная масса одного элемента, общая масса монтируемых элементов, коэффициент равновесности. Анализ показал, что для железобетонных конструкций наиболее эффективен монтаж блоками, предполагающий предварительное укрупнение на уровне земли с последующим подъёмом и установкой в проектное положение. Сборные железобетонные оболочки имеют более высокие уровень механизации и степень равновесности, что позволяет рационально использовать крановое оборудование, но по причине значительного веса требуют применения поддерживающих конструкций и кранов большой грузоподъёмности. Монтаж металлических конструкций комплектной поставки в целом виде с предварительным укрупнением на уровне земли наименее трудоемок, но необходимость монтажа значительного количества штучных элементов малой массы снижает технологичность.
Ключевые слова: монтаж большепролетных конструкций, монтаж трехслойных оболочек вращения двойной кривизны, монтаж балочных металлических конструкций, монтаж пространственного блока покрытия, монтаж конструкции покрытия в целом виде
В статье представлена методика расчета систем пассивной дегазации для рекультивации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов с применением BIM-технологий. Методика учитывает неоднородность рельефа свалочных тел и позволяет оптимизировать процесс проектирования. Проведено сравнение эффективности предложенного подхода с традиционными методами, показавшее экономическую выгоду в 21% и повышение эффективности отвода биогаза на 14,27%. Результаты исследования могут быть использованы для разработки проектов рекультивации свалок с учетом современных технологий и экологических требований.
Ключевые слова: рекультивация, свалочный газ, пассивная дегазация, BIM-технологии, твердые коммунальные отходы, методика расчета, экология, биогаз, несанкционированные свалки, оптимизация
В статье представлено обоснование концепции системы складывания быстровозводимого жилого модуля на основе деревянных конструкций. Выполнен анализ зарубежных аналогов быстровозводимых трансформируемых деревянных зданий и оценка возможности их применения в северных климатических условиях. Предложена и обоснована система трансформации быстровозводимого деревянного модуля для применения в северных и арктических условиях.
Ключевые слова: малоэтажное жилищное строительство, трансформация, трансформация малоэтажных жилых зданий, быстровозводимые трансформируемые здания, предварительно изготовленные на заводе, высокая степень заводской готовности
2.1.5 - Строительные материалы и изделия , 2.1.7 - Технология и организация строительства
Города, подверженные стихийным бедствиям, сталкиваются с проблемой накопления больших объемов строительных отходов, которые являются тяжелыми и представляют собой источник загрязнения окружающей среды и риск для здоровья людей. Это особенно актуально для стран Ближнего Востока, таких как Ирак и Сирия, которые понесли тяжелый ущерб в результате конфликтов и стихийных бедствий. Наличие этих отходов влияет на процесс реагирования на чрезвычайные ситуации, в том числе на доступ экстренных служб к пострадавшему району и невозможность поиска и спасение жизней, кроме того, плохое обращение с этими отходами приводит к негативному влиянию на стоимость и время процесса восстановления. С другой стороны, эти отходы также открывают новые возможности: они могут содержать ценные материалы, такие как бетон и сталь, которые могут быть либо источником дохода, либо источником материалов для реконструкции, и сократить потребление природных ресурсов за счет повторного использования и в процессе их переработки.
Целью данного исследования является анализ в отношении процесса реконструкции, включая управление строительными отходами, и выявление проблем и препятствий, которые мешают местным органам власти эффективно выполнять свои планы реконструкции, а также представить решения для борьбы с огромным количеством строительный мусор, который накапливался годами.
Ключевые слова: обследование строительных конструкций, железобетон, дефекты монолитных конструкций, трещины, коррозия арматуры, ремонт, качество бетона, холодный шов, монолитное строительство, качество бетонной поверхности
Целью данного исследования является разработка нового подхода к определению причин образования деформационных трещин в стенах из кирпича и легкобетонных блоках, который повысить точность экспертного исследования при возникновении спорных ситуаций. В процессе теоретического исследования использовались методы анализа и результаты натурных наблюдений. К результатам данного исследования можно отнести предложение по использованию понятия "механизм образования повреждения", который представляет взаимосвязь между повреждающим фактором как следствием и причиной его возникновения, которая предшествовала следствию. Дополнена классификация деформационных трещин. Результаты исследования имеют практическую значимость для специалистов в области обследования зданий и сооружений для определения причинно-следственной связи образования деформационных трещин. Дополненная классификация деформационных трещин имеет теоретическую значимость, поскольку дополняет существующие представления о повреждениях.
Ключевые слова: трещины, деформационные трещины, виды трещин, классификация трещин, причинно-следственная связь, повреждающей фактор, механизм образования повреждения
В результате изменения нормативных документов по приемке жилых помещений возникла потребность в разработке наглядных методических материалов, позволяющих будущему собственнику самостоятельно, т. е. без привлечения внешнего квалифицированного специалиста, выполнить приемку квартиры, указав представителю застройщика, участвующего в приемке, на существенные построечные дефекты. Целью исследования является определение структуры построечных дефектов в жилых помещениях и выявление в данной структуре наиболее распространенных дефектов, которые позволят будущему собственнику самостоятельно выполнить приемку квартиры. В статье, на основе анализа значительного количества претензий от собственников квартир к застройщику и результатов исследований авторов в объеме судебных экспертиз и досудебных строительно-технических исследований, определена и представлена структура построечных дефектов, которые массово выявляются в процессе приемки квартир. Представлены группы дефектов, которые встречаются на практике наиболее часто. Для обеспечения наглядности практического использования полученных аналитических материалов определен перечень массовых построечных дефектов, выявляемых в процессе приемки жилых помещений, с указанием их категории, необходимой для принятия решения по обязательному устранению дефектов.
Ключевые слова: приемка квартир, построечные дефекты, структура, группы дефектов, строительный дефект, существенный дефект, несущественный дефект, строительно-техническая экспертиза, светопрозрачная конструкция, инженерный сети, отделка помещений
2.1.1 - Строительные конструкции, здания и сооружения , 2.1.7 - Технология и организация строительства
В статье исследуются методы поверхностного закрепления лёссовых склонов, подверженных эрозии и оползням. Авторы рассматривают применение грунтобетона на основе шлакощелочного вяжущего с использованием местных лёссов в качестве заполнителя. Проведены эксперименты с различными составами вяжущих, включая жидкое стекло с разными модулями и гидроокись натрия, что позволило определить оптимальные параметры для достижения высокой прочности и морозостойкости. Для декоративных целей предложено использование природных пигментов, таких как сидериты, обеспечивающих устойчивость цвета. Практическая часть работы включает описание технологии пневматического набрызга грунтобетона для создания монолитных решетчатых конструкций.
Ключевые слова: лёссовые склоны, грунтобетон, шлакощелочное вяжущее, жидкое стекло, морозостойкость, пневматический набрызг, декоративные пигменты
2.1.5 - Строительные материалы и изделия , 2.1.7 - Технология и организация строительства
В данной статье освещены вопросы применения привязных аэростатов при строительстве высотных объектов, где применение крановых установок или вертолетов не всегда целесообразно из-за технологических особенностей возводимых конструкций, или же по экономическим соображениям. Описана схема конструкции аэростатной системы, способной выполнять монтаж высотных конструкций, в частности промышленных дымовых труб. Приведены примеры монтажа конструкций высотных труб. Дана основа теоретических подходов, позволяющих определить характеристики оболочки, как основной составляющей грузовых аэростатных носителей. Приведена методика определения объема баллонета, как важного элемента в конструкции оболочки аэростата.
Ключевые слова: аэростат-кран, строительство высотных объектов, высотный монтаж, аэростатная система, уравнение равновесия аэростата-крана
В статье исследуется модель, при которой возможно прогнозировать сроки устаревания строительного объекта. Целью описанных методик является обеспечение стабильной эксплуатации и надежной работы объектов. Представленные методологические подходы позволяют улучшить точность оценки процессов деградации, охватывающей как технические элементы, так и конструктивные части зданий и инфраструктурных систем. В материале акцент сделан на результативных инструментах и методах, применяемых для обследования текущего состояния недвижимости, а также для предвидения изменений в их эксплуатационных характеристиках со временем. В работе рассматривается применение обобщённой вычислительной схемы изнашивания, демонстрирующей изменения в организации и разрушении строительных элементов на протяжении всего периода службы. Данная схема учитывает непрерывное влияние внешних условий на структуру сооружения. Универсальная формула, предложенная для анализа, служит инструментом исследования и отображает ход изменения состояния технических систем под действием продолжительных нагрузок.
Ключевые слова: организационно-технологические решения, надежность, контроль качества, мониторинг соответствия стандартам, эффективность, затраты на производство
2.1.7 - Технология и организация строительства , 2.3.4 - Управление в организационных системах
В статье рассмотрены вопросы повышения безопасности дорожного движения в городской застройке в зимний период времени. Рассмотрены причины образования снега-ледяных отложений и их влияние на комфорт и безопасность движения, в том числе пешеходов. Выполнен обзор современных систем снеготаяния и обогрева дорожных покрытий с приведением наиболее эффективных примеров реализации проектов обогрева дорожных покрытий. Выполнен сравнительный анализ и оценка эффективности применения систем обогрева дорожных покрытий, на примере стоянки автомобилей площадью 1000 м2. Даны рекомендации по применению систем обогрева дорожных покрытий.
Ключевые слова: автомобильные дороги, гидротермальные системы, электрические системы, подогрев дорожного покрытия
2.1.1 - Строительные конструкции, здания и сооружения , 2.1.7 - Технология и организация строительства
В статье рассмотрены вопросы, связанные с освоением территорий Крайнего севера и Арктики, а именно вопросы обеспечения транспортной доступности северных регионов. Рассмотрены вопросы актуальности и востребованности строительства зимних дорог и ледовых переправ. Изучены особенности строительства и эксплуатации автозимников. Рассмотрены и проанализированы основные методы усиления и продления срока службы автозимников. Предложены и обоснованы варианты усиления автозимников и ледовых переправ геосинтетическими материалами. Даны рекомендации по уменьшению экологического воздействия мероприятий по усилению автозимников на окружающую среду.
Ключевые слова: автозимники, ледовые переправы, ледовые покрытия, усиление, армирование
2.1.1 - Строительные конструкции, здания и сооружения , 2.1.7 - Технология и организация строительства
Широкое применение полимер-композитных материалов в строительстве вызвало потребность в разработке и применении дополнительной оснастки, средств малой механизации и организационно-технологических мероприятий, обеспечивающих рост эффективности производства работ, а так же решению большого количества задач, связанных с увеличением производительности труда, снижению рисков по технике безопасности и охране труда, увеличению качества производства работ, а так же снижению себестоимости получаемой продукции. В данной статье рассмотрен один из возможных вариантов организационно-технологического решения данного вопроса, путем применения префабов на основе композитных материалов, а так же средства малой механизации для производства работ по усилению.
Ключевые слова: железобетонные конструкции, усиление, полимер-композитные материалы, технологические решения, входной контроль, операционный контроль, приемочный контроль
В процессе строительства жилых зданий роль технического заказчика крайне важна, так как именно он обеспечивает контроль и координацию всех этапов строительства, от разработки проектной документации до сдачи объекта в эксплуатацию. Однако, несмотря на важность этой роли, деятельность технического заказчика часто сталкивается с проблемами, связанными с неэффективным управлением, высокими затратами, задержками в сроках и качественными недостатками. Оптимизация его деятельности позволяет существенно повысить эффективность проекта и снизить риски. В данной статье приводится анализ возможных способов оптимизации работы технического заказчика.
Ключевые слова: технический заказчик, эффективность проектирования, управление строительным процессом, бережливое строительство
Целью исследования является разработка каталогов дефектов единичных строительных конструкций для эксплуатационных цифровых информационных моделей зданий. Подчеркивается важность стандартизации описания дефектов для повышения эффективности управления жизненным циклом объектов капитального строительства. Проведено исследование существующих программных решений, выявлены их ограничения в контексте учета дефектов. Разработан каталог дефектов, включающий визуализацию и описание ключевых параметров, с использованием программного обеспечения Renga. Представленные результаты демонстрируют потенциал цифровизации процессов диагностики и планирования ремонта, а также необходимость дальнейшего развития функциональных возможностей ТИМ-инструментов для учета динамических изменений состояния конструкций.
Ключевые слова: эксплуатационная цифровая информационная модель, дефекты строительных конструкций, каталог дефектов, классификатор дефектов
В данной статье представлена концептуальная основа для оценки зрелости систем строительного контроля и надзора на строительных площадках. Разработана многоуровневая модель оценки, интегрирующая метод анализа иерархий (МАИ) и метод нечеткой комплексной оценки. Предложена пятиуровневая таксономическая система градации зрелости регуляторных механизмов в строительной отрасли. Подробно описаны процедуры формирования иерархической структуры оценочных индикаторов, конструирования матриц суждений, детерминации весовых коэффициентов и применения метода нечеткой комплексной оценки для квантификации уровня зрелости систем надзора. Разработанная методология представляет собой универсальный инструментарий для проведения компаративного анализа систем строительного контроля и государственного надзора в различных национальных и региональных юрисдикциях на основе объективных квантифицированных критериев.
Ключевые слова: строительный контроль, государственный надзор, модель зрелости, метод анализа иерархий, нечеткая комплексная оценка, квантификация, оценочные индикаторы
2.1.7 - Технология и организация строительства , 2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации
Статья посвящена исследованию физико-механических характеристик намывных песчаных грунтов, находящихся в стадии упрочнения, для повышения эффективности освоения пойменно-намывных территорий под застройку после завершения процесса намыва. Исследования проводились на территории Хабаровского района, где толщина намывных слоев составляла 2,5–5,5 метра. Исследование позволило обосновать оптимальные сроки начала застройки на намывных территориях и разработать методику оценки механических свойств грунта, повышая надежность строительных решений
Ключевые слова: намывной грунт, стадия диагенеза, карта намыва, пенетрометр, гранулометрический состав, шурф, зондировочная скважина, условное динамическое сопротивление грунта
В статье проведён комплексный анализ дефектов монолитных железобетонных конструкций, распространённых при возведении многоэтажных зданий. Рассмотрены основные виды дефектов и повреждений, такие как трещины, сколы бетона, разрушение защитного слоя, оголение и коррозия арматурных стержней, образование раковин, наплывы бетона, щебенистость, геометрические отклонения и холодные швы бетонирования. Дано их общее описание, представлены причины их возникновения, классификации, параметры, а также последствия для эксплуатационных характеристик конструкций. Особое внимание уделено современным методам диагностики и технологиям ремонта, что позволяет существенно продлить срок службы зданий и повысить их безопасность в процессе их жизненного цикла. Представленные результаты могут быть использованы инженерами-проектировщиками, строителями и специалистами по ремонту для оптимизации строительных процессов, контроля качества работ и своевременного устранения выявленных дефектов.
Ключевые слова: обследование строительных конструкций, железобетон, дефекты монолитных конструкций, трещины, коррозия арматуры, ремонт, качество бетона, холодный шов, монолитное строительство, качество бетонной поверхности
2.1.1 - Строительные конструкции, здания и сооружения , 2.1.7 - Технология и организация строительства
Проект представляет собой единую систему, взаимосвязанную сеть элементов: участников, ресурсов, процессов и целей. Эта взаимосвязь критически важна для успешной реализации службой технического заказчика. Процессы, четко определенные и управляемые, обеспечивают последовательность и эффективность работы. Поэтому, проектирование и управление проектом требует системного подхода, учитывающего все взаимосвязи и стремящегося к оптимизации каждого элемента для достижения общей цели. Системный подход — это метод, который рассматривает проблему или задачу в части ее взаимосвязей и взаимодействий всех элементов системы. В контексте службы технического заказчика этот подход может быть особенно полезен для управления проектами, оптимизации процессов и повышения эффективности работы.
Ключевые слова: проект строительства, технический заказчик, планирование, технологии, риски, системный подход, управление проектом, документирование процессов, объект строительства, система
На основе проведенного исследования выполнен анализ изменения продолжительности весенней и осенней распутиц для республики Карелия с учетом особенностей грунта земляного полотна, продолжительности морозного периода, месторасположения района, среднемесячных температур воздуха за период 2019-2023 гг. Даны рекомендации по полученным результатам.
Ключевые слова: весенняя распутица, осенняя распутица, глубина промерзания грунта, автомобильные дороги, эксплуатация, строительство автомобильных дорог, районы Крайнего Севера
2.1.10 - Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства , 2.1.7 - Технология и организация строительства